Зачем жалеть ребёнка?

Наблюдала ситуацию во дворе. Бабушка гуляла с маленьким внуком, тот катался с горки. Вдруг подбежала собака, залаяла на мальчика. Это было неожиданно, и ребёнок испугался, снова забрался на горку, стоит там и плачет, собака бегает внизу. Не будем сейчас ругать хозяина, который безответственно выгуливает собаку на детской площадке. Я захотела написать заметку, наблюдая реакцию мальчика и поведение бабушки. 

Для бабушки собака не представляет опасности, но она окружена людьми -родителями, детьми, которые смотрят как разворачиваются события. Для неё важно всё сделать и сказать правильно, проявить свой авторитет, ведь люди смотрят. Интересы внука не учитываются при этом вовсе. Он так и стоит маленький, испуганный, всхлипывает на верхней ступеньке, боясь спуститься. Бабушка в это время кричит ему, чтобы он "быстро спускался", "не плакал", и вообще "чего ты плачешь, ты же мальчик!" Хозяин с собакой в это время ретировались, сопровождаемые недовольными высказываниями родителей. Но мальчишка продолжает плакать, продолжает переживать, быть в состоянии стресса, а благодаря бабушкиным репликам, ещё испытывает стыд. Бабушка уверена, что он должен перебороть свой страх, сделать этот шаг, так он станет сильнее в её теории. 
Многие родители полагают, что ребёнок может и должен справиться сам, чтобы взрослеть, сталкиваясь со стрессом и учась преодолевать его. К сожалению, дети не в состоянии преодолевать стресс самостоятельно. Ребёнок нуждается во взрослом. Глубоко в нас заложена специальная социальная программа, которая помогает нам проявлять сочувствие и жалость. Во многом благодаря ей человечество выживает. Отсюда в нас проявляется порыв помочь человеку, который падает, подхватив его, особенно ребёнку, на детей мы настроены более чутко. Если малыш оступился, упал, ударился, первой нашей реакцией будет подхватить, прижать к себе. Бывает, когда такое поведение чрезмерно и мать бежит, ахая и охая, с круглыми глазами, хотя ничего серьёзного не произошло. Важно то, что пожалеть ребёнка, не значит душить его в своих объятьях и вскрикивать от страха всякий раз, как он поцарапает коленку. Пожалеть можно, показав что ты рядом, ты можешь оказать помощь.
У ребёнка просто нет пока внутреннего ресурса, чтобы справиться. Он наращивает его, приобретая самое ценное во взаимоотношениях со своим значимым взрослым, - чувство, что его любят, что он нужен, защищённость. Может кто-то скажет, что справляются дети и так, и пример приведёт. В то же время, справиться, пережить и освободиться от этого не то же самое, что подавить. Во втором случае травмирующая ситуация так и останется с ребёнком до конца, иногда напоминая о себе, не отпуская. По-хорошему, того мальчонку надо было просто взять за руку, помочь спуститься, обнять, посмотреть в глаза и сказать: "Я вижу, что ты напуган. Я с тобой, я рядом." Этого было бы достаточно. 

Ведущий рубрики "Полезная психология" - детский психолог Кондратенко Алена Леонидовна