Диагностически важные показатели отличия слабослышащих от сенсорных алаликов

Как правило, у слабослышащих имеется довольно устойчивый, стабильный порог восприятия, дифференциация звуковых сигналов ниже которого становится невозможной. Нарушения же сенсорного характера отличаются от пониженного слуха отсутствием какого-либо четкого порога восприятия. Дети - сенсорные алалики имеют мерцающее непостоянство слуховых функций: сигналы одинаковые по громкости могут то восприниматься, то не восприниматься. Зависит это от заторможенности или повышенной возбудимости ребенка, а также от его нервного и соматического состояния, особенностей окружающей среды, от психической активности,  обстановки обследования, методов подачи сигналов и целого ряда прочих факторов. Недоразвитие либо раннее поражение мозга ведет к снижению функционирования мозговых незрелых клеток, в которых нормально протекать нервные внешние процессы не могут.
Повышение громкости обращенной речи к слабослышащим детям - улучшает понимание, а у деток с сенсорной алалией к улучшению  понимания не приводит. Сверхсильные раздражители (например, громкая речь) в коре головного мозга вызывают запредельное охранительное торможение. Ребенок с сенсорной алалией лучше воспринимает более спокойную, тихую речь, нежели крик и речь повышенной громкости. Применение слуховых аппаратов у слабослышащих  улучшает восприятие, а при сенсорной алалии не приводит к улучшению.
В отличие от детей слабослышащих, дети с сенсорной алалией достаточно часто имеют к звукам повышенную чувствительность (гиперакузию), безразличным для окружающих: шуршание сминаемой бумаги, шум спичек в коробке, звуки капающей воды, тихие скрипы и т.п. Ребенок с сенсорной алалией воспринимает подобные звуки обостренно и на них дают болезненную реакцию: плачут, проявляют беспокойство, вертят головой, жалуются на боль в голове и ушах, а также на другие неприятные ощущения.
Ребенок с сенсорной алалией может спонтанно повторить звукосочетания, отдельные слоги, слова, а также короткие фразы, воспринимаемые им из окружающего мира, без специального обучения, но их повторение является нестойким. Дети, имеющие нарушения слуха тяжелой степени, самостоятельно не могут почерпнуть фразы и слова из окружающего мира. При сенсорной алалии подражание звукам непостоянно и в чем-то зависит от ситуации. Характеризуется сенсорное нарушение тем, что ребенок не может образовывать связи между предметами и их названиями, у него не формируется предметная соотнесенность услышанных и произносимых им слов. Пассивный словарь таких детей неустойчив и значительно отстает от активного. Бывает, что ребенок называет предмет в любых ситуациях, а название его узнает лишь в определенных условиях избирательно. У ребенка с нарушением слуха при специальном обучении довольно быстро устанавливается устойчивая связь между предметом и словом. Различно и состояние голоса у слабослышащих и детей с сенсорной алалией. Состояние голоса напрямую связано с состоянием слуха. Слух является судьей и совестью голоса. У слабослышащих голос лишен звонкости, звучности, громкости, он может быть металлическим, приглушенным, глухим, скрипучим,  деревянным, лишенным полетности и т.п. Речь таких детей лишена эмоциональной выразительности, недостаточно интонирована. У детей же с сенсорной алалией голос звонкий, громкий, нормальный. Они продуцируют слова и звуки с нормальными интонациями и модуляциями, способны копировать голоса взрослых. У сенсорных алаликов и слабослышащих разная контактность. Слабослышащие детки более контактны, чем ребятишки с сенсорной алалией. Контакт с сенсорными алаликами наладить сложно. Эти и некоторые прочие признаки помогают педагогам в правильной квалификации имеющихся нарушений у детей. Грамотное диагностирование гарантирует выбор более действенных методических средств для системы коррекционно-воспитательного воздействия. Стоит отметить, что диагноз устанавливается не по результатам одного сеанса, а в процессе работы.