Подсказки родителям от педагога-психолога Юлии Гиппенрейтер

Подсказка № 1

Неправильное обращение с ребенком вызывает единственное его противопоставление - это непослушание.

Подсказка № 2

Результатом неправильно сформировавшихся семейных отношений оказываются чаще всего дети, называемые непослушными, проблемными, невозможными, трудными, а еще несчастными, закомплексованными, забитыми.

Подсказка № 3

Любовь к ребенку должна быть безо всяких условий, то есть любят его за то, что он просто есть в семье, а не за его красоту и ум, не за способности и помощь, не за отличные успехи в школе.

Подсказка № 4

Почему ребенок становится всё хуже из-за того, что его ругают и ругают? Да потому что надо не дрессировать, а воспитывать ребенка. Цель существования родителей вовсе не в вырабатывании условных рефлексов у детей.

Подсказка № 5

У ребенка быстро вырабатывается обобщенное мнение. что его не любят, если родителями он часто критикуется, одергивается, если он вызывает у них раздражение.

Подсказка № 6

Сначала следует установить добрые отношения с ребенком и уже на их базе требовать дисциплину.

Подсказка № 7

Если ребенок занят каким-то делом и не просит вашей помощи, не стоит вмешиваться в этот процесс. Ваше невмешательство будет для него сигналом, что в него верят, что у него есть на это силы и умение. Вред от подобного невмешательства может быть лишь в случае появления у него какой-либо непреодолимой трудности.

Подсказка № 8

Нужно обязательно помочь ему, если возникшие трудности ребенок готов преодолеть с вашей помощью. На себя при этом можно взять лишь то, что ему не под силу, с остальным он справится и сам. После того, как им освоятся новые действия, следует постепенно предоставить их ему на самостоятельное выполнение.

Подсказка № 9

Только собственное желание и интерес ребенка к какой-либо деятельности могут содействовать развитию способностей и становлению его личности.

Подсказка № 10

Многими ребятами поддерживаются и переносятся все веяния подростковой моды в относительно приемлемой форме, однако через два-три года они уже с улыбкой оценивают свои былые предпочтения. Но не стоит родителям устраивать затяжное конфликтование с детьми в это время.

Подсказка № 11

Только в случае столкновения с отрицательными результатами своего бездействия или неправильного действия начнется взросление и становление сознательности ребенка.

Подсказка № 12

Ни в коем случае не стоит выражать недовольство собственным ребенком вообще, а не определенными его действиями или поступками. Бесспорно справедлива народная мудрость: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!

Подсказка № 13

Подлежат осуждению не чувства ребенка, а его какие-то действия. Но и это не должно носить систематического характера, чтобы не перерасти в его неприятие.

Подсказка № 14

Ненормальными условиями жизни всегда вызывается адекватная реакция ребенка, выражаемая его нежелательным поведением.

Подсказка № 15

В строгой маме ребенок всегда чувствует её эмоциональную отгороженность от него.

Подсказка № 16

Не стоит заставлять ребенка что-то делать, лишь бы он делал! Не надо постоянно читать ему нотации, поучать его, подталкивать к каким либо действиям, поступкам. Но и превозносить и восхвалять его тоже нет смысла. Предоставьте ему возможность быть самим собой, какой он есть на самом деле.

Подсказка № 17

Все давно знают, что наблюдая за своей деятельностью, можно помешать самой этой деятельности или даже совсем разрушить её. Например, старательно читая текст с выражением, можно потерять смысл самого текста, а следя за почерком при письме, можно упустить мысль производимого.

Подсказка № 18

Если родители и учителя имеют целью воспитание ребенка, то их первым долгом следует считать самовоспитание и самопознание. Не проводя эту личностную работу, они пытаются нагрузить его своими проблемами, а не вводят ребенка в мир культуры.

Подсказка № 19

Для ребенка крайне важно понимать (и это понятие до него обязательно нужно "донести"), что вам известны его переживания, его состояние, что вы "услышали" его, когда его несправедливо обидели, он очень расстроен из-за своих неудач, ему больно и стыдно, ему нагрубили, он просто очень устал.

Подсказка № 20

Не нужно требовать от ребенка что-то трудновыполнимое или даже невозможное для него. Надо просто осмотреться, оценивая создавшееся положение, и попробовать внести свои, необходимые на ваш взгляд, коррективы.