Семь советов, как добиться послушания

Одной из наиболее сложных задач считается обучение ребенка хорошему поведению. От родителей поступает довольно много вопросов, ответы на которые можно найти в книге " Не упускайте своих детей", авторами которой являются врач Габор Матэ и психотерапевт Гордон Ньюфелд.

Наша культура быстрых рецептов замкнута на скорейших результатах в самые малые сроки, следовательно, всё внимание отводится поведению прежде всего. Мы привыкли считать, что дошли до цели, если даже достигнуто лишь временное послушание. И все-таки учитывая уязвимость и привязанность, стоит понять, что лишая каких-либо привилегий, вводя различные санкции и создавая искусственно последствия, вы обрекаете на полный провал данные методы поведенческого подхода.

В ответ на наказание активизируется эмоциональная защита, вызывая враждебность. Ребенок теряет чувство безопасности, если он лишается родительского расположения, изолируется за неприемлемое поведение, игнорируемый в ответ за вспыхнувший гнев. У ребенка также возникает чувство сопротивления нашим попыткам "подкупить" его или же командовать им. Так какими же методами родителям следует пользоваться?

Предлагается вооружиться семью принципами естественной дисциплины:

1) использование близости, чтобы получить послушание ребенка, а не его отдаление от себя. Родители во все времена козыряли разлучением. В настоящее время это подается под названием "тайм-аут", считая это новомодным приемом. Но если посмотреть без новомодной этикетки, то понятно, что это соответствует измененной форме обычного бойкота: игнорированию, пренебрежению, лишению теплоты, изолированию. Естественно, такими мерами проблемы не решаются,  а лишь провоцируется появление новых;

2) при возникновении проблем следует уделить внимание не происшествию, а разобраться с отношениями. Если что-то пошло не так, мы, прежде всего, стараемся уделить внимание поведению, спровоцировавшему появление проблем. "Принцип немедленного реагирования"- так это называет психологическая наука. Он основан на немедленном обсуждении поведения, чтобы не упустить возможность извлечь подобающий урок.

Для начала, следует сделать попытку прекратить поведение, которое нежелательно, сохраняя при этом неприкосновенность привязанности между вами и ребенком, что очень важно для дальнейших отношений. Произошедший случай и вопросы поведения всегда можно обсудить, спустя некоторое время после всплеска эмоций и восстановив пошатнувшуюся было связь;

3) не стоит пробовать преподать урок, если ребенок чем-то недоволен, лучше вызвать его слезы. Не забывайте, что слово "обучение" служит одной из основ дисциплины. Довольно большая часть родительской миссии заключена в стремлении обучить ребенка тому, что он непременно знать должен. Как это сделать?

Результатом жизненных уроков является скорее адаптация, а не осознание правил. Ключом же к адаптации служит чувство тщетности в случае попытки изменить нам неподвластное и получить что-то недостижимое. Не стоит забывать, что уроки будут усвоены сами собой, если процесс адаптации идет по должному направлению. У природы нет невыполнимых задач для родителей, всё соответствует их силам;

4) формирование добрых намерений само приведет к хорошему поведению. Некоторые утверждают, что одними намерениями ничего не добьешься, необходимо одобрение и поощрение соответствующего поведения. И что всем известно, что дорога, вымощенная благими намерениями, ведет в ад. Однако с точки зрения развития - всегда были дороже золота все добрые намерения, являющиеся источником появления чувства ответственности и ценностным зерном. На данной почве появляются смешанные чувства. Важность намерения - это одно из наиболее значимых средств, наполняющих душевный арсенал ребенка, и отрицание этого бессмысленно; 

5) необходимо обращение к вызову смешанных чувств вместо пустых попыток прекращения импульсивности поведения. Все высказывания приказным тоном: " Прекрати стучать", " Оставь меня в покое", "Не перебивай", "Перестань грубить", "Не веди себя, как маленький", "Не будь жадиной","Держи себя в руках", "Не глупи", "Отстань от неё", "Перестань носиться, как угорелый" - не пресекут импульсивного поведения, не призовут дитя к порядку. Это невозможно сделать выкрикиванием приказаний, столкновением с ним, ибо поведением ребенка в данный момент руководят инстинкты и эмоции;

6) для импульсивного ребенка, вернее - для общения с ним, стоит попытаться набросать сценарий желаемого поведения вместо требования от него разумности. Конечно, не ко всем детям подходят вышеперечисленные способы обучения дисциплине и поддержания её. Ребята, еще не способные к преодалению противоречивых чувств, не смогут быть уравновешенными в действии, как бы хорошо и умело, грамотно и усердно их не воспитывали.

С незрелым ребенком можно и должно действовать иначе, то есть вместо требования от него проявить самостоятельно зрелость, можно просто пользоваться сценарием поведения, желаемого нами. Естественно, ребенок не станет более зрелым, выполняя наши указания, но это даст ему возможность воспользоваться нашими подсказками в таких социальных ситуациях, где он сам еще не в состоянии справиться другими способами;

7) можно попробовать изменить обстоятельства в случае, если ребенок не поддается изменению. Любой методикой можно достичь желаемого эффекта, если ребенку не требуется применение дисциплины. И наоборот: чем больше требуется применение дисциплины к ребенку, тем меньше эффекта будет от стандартных способов поддержания оной.