Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время
Главными диагнозами являются:
- Синдром повышенной нервной возбудимости,
- Синдром гиперактивности и дефицита внимания;
- Минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетические расстройства (F 90 по МКБ-10).
Также могут наблюдаться следующие специфические формы нарушений: «речь взахлеб» (F 98.6) и «тахилалия» - повышение темпа речи (по МКБ-10).
Детские психологи указывают некоторые признаки, являющиеся диагностическими признаками гиперактивных детей:
А) Ребенок не может сидеть спокойно на месте, когда от него это требуется.
Б) Присутствуют беспокойные движения в стопах и кистях. Малыш извивается или корчится сидя на стуле.
В) Ребенок легко отвлекается на посторонние стимулы.
Г) Ребенку сложно дождаться своей очереди в игровом процессе, а также в различных коллективных ситуациях (во время экскурсий, на занятиях, во время праздников).
Д) Не выслушав до конца и не задумываясь, отвечает на вопросы.
Е) При выполнении предложенного задания сталкивается с трудностями (несвязанными с недостаточностью понимания или негативным поведением).
Г) Ребенку сложно сохранять внимание во время игр или при выполнении заданий.
Д) Малыш не может играть спокойно и тихо.
Е) Часто переходит от незавершенного действия к другому.
Ж) Болтливость.
З) Достаточно часто ребенок мешает другим или пристает к окружающим (к примеру, вмешивается в игру других детей).
И) Частенько складывается впечатление, что малыш не слушает речь, обращенную к нему.
К) Ребенок часто теряет вещи, нужные дома, на улице в школе.
Л) Иногда может совершать опасные действия, не думая о последствиях, однако не ищет специально острых ощущений или приключений (к примеру, может выбежать на улицу, не глядя по сторонам).
Дети с СДВГ
- импульсивно и быстро включаются в процесс рисования,
- Временные отрезки на выполнения задания минимальны – от 30 секунд до 3 минут,
- Сильный нажим на карандаш,
- Сильный зажим карандаша до побеления пальцев,
- Много нарисованных объектов,
- Линии выходят за пределы бумаги.
Учителям рекомендовано:
- Поощрять хорошее поведение и игнорировать вызывающие поступки;
- Строить урок по стереотипному распорядку и четко планировать;
- Минимум отвлекающих факторов;
- Писать на доске задания, предлагаемые на уроке;
- Дозировать выполнение больших заданий;
- Часто меняйте задания с небольшим числом вопросов;
- Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию ребенка.