Развитие речи у детей с аутизмом – распространенные ошибки

Частью реабилитационного процесса является работа над развитием речевых навыков у ребенка с аутизмом, в нее вкладывают колоссальные ресурсы все окружающие таких детей (близкие, учителя, воспитатели и т.д.). Но здесь нужно понимать, что вложенные усилия в различных методиках могут не дать нужного результата из-за неверных либо несвоевременных действий.

Пренебрежение Манд-реакциями (навыками просьбы)

В ходе занятий многие родители и педагоги отдают предпочтение работе над словесной имитацией, когда ребенок повторяет слова, слоги, звуки. Многие часы занятий посвящаются именно этому, в ошибочной надежде, что навык словесной имитации приведет к навыку речи. Однако практика показывает, что это не так. Часто интенсивные занятия по звукоподражанию аутичного ребенка быстро приводит к фрустрации, он старается избежать данных упражнений, демонстрируя нежелательное поведение.

Если навыки повторения звуков и слов одновременно не развивается с коммуникационными навыками, то даже при умении ребенка повторять слова и звуки, это не запускает разговорную речь, ребенок не начинает отвечать на вопросы или делиться впечатлениями.

Отсюда делаем вывод, что развития речи, ребенку нужно научиться обращаться к окружающим, требовать внимания, пояснять (доступными ему способами, при помощи слов, карточек или жестов) что ему надо и получать желаемое. Как раз к обучению этому навыку и следует прикладывать усилия, так как навык коммуникации и проявления инициативы даст ребенку желание общения и взаимодействия с окружающими.

Еще одной причиной, из-за которой родители и педагоги пренебрегают работой над данным навыком, является сложность в воссоздании ситуаций для общения с просьбой. Согласитесь, взрослому гораздо удобнее просто сидеть за столом, раскладывая перед ребенком карточки и требуя от малыша повторять звуки, чем улавливать спонтанные мотивации ребенка и обучать его просьбам побегать или посмотреть в окно. Еще «ужасней» кажется мысль обучить такого ребенка отказываться от выполнения задания или просить перерыв, ведь по мнению некоторых специалистов «когда же тогда заниматься?!».   

Особенно важно помнить, что когда ребенок не обучен просить, функция данного навыка переходит на проблематичное поведение, в этом случае малыш будет всего добиваться посредством агрессии, само-агрессии или истерик. Согласитесь повторение звуков, слогов и слов здесь не помогут.

Любая программа, развивающая речь, должна в себя включать занятия по развитию навыка просьбы. Интенсивная работа над Манд-реакциями проводиться должна на постоянной основе.

Неверное использование подсказок и неправильный процесс переноса контроля

Чтобы ребенок мог произносить слово, не просто повторяя за взрослыми, но и применять его для обозначения предмета, просьбы или отвечая на вопрос, необходима процедура контроля. Достаточно часто мы видим, что ребенок повторяет слоги «со», «ба», «ка», однако при виде карточки с изображением собаки, не может произнести данное слово или ответить на вопрос «Кто лает?».  В этом случае, когда малыша просят назвать изображенное, он ожидает подсказки словами, или же пытается угадать, проговаривая подряд разные слова, также он может эхолалить (повторять вопрос) или избегать требований, демонстрируя нежелательное поведение.

Чтобы помочь ребенку использовать слово в различных функциональных ситуациях, необходимо проанализировать, какой тип подсказки окажется более эффективным в этом случае, и как лучше ее убрать.  В большинстве случаев визуальные подсказки (карточки, на которых написано слово) бывают наиболее эффективным типом подсказки, а методика «временной задержки подсказки» наиболее результативным, нежели методика «От наибольшего до наименьшего».  Очень важно также и своевременная подсказка – сразу после основного стимула. К примеру, если показывая собаку, одновременно давать подсказку «собака», ребенок повторит слово «собака», однако эта реакция все еще будет под контролем подсказки, а не главного стимула – изображения собаки.

Следовательно, сначала необходимо показывать главный стимул – картинку собаки, а уже потом давать подсказку.

Отсутствие поведенческого момента

Появление экспрессивной речи у ребенка – основная цель занятий, по этой причине специалисты часто занятия начинают именно с этого – требуют повторять слоги и слова, показывают карточки и просят их назвать, требуют отвечать на вопросы. Однако для аутичного малыша, имеющего затруднения в данной сфере, довольно сложно бывает включиться, он либо демонстрирует нежелательное поведение и плачет, либо отгораживается и замолкает. Чтобы ребенок включился в процесс и сотрудничал на упражнениях, начинать следует с более легких мотивационных заданий. Если же ребенок в ходе упражнения на звукоподражание или наименование вдруг перестает реагировать либо избегает требований, нужно изменить направление работы – вместо названия изображенного на карточках тренировать различение карточек, вместо словесного имитирования заняться моторной имитацией. В этих упражнениях педагоги могут использовать физические подсказки, помогать ребенку включиться, а когда ребенок самостоятельно начинает выполнять необходимые действия, снова переключиться на задания экспрессивные. Кроме этого в процессе занятий очень полезно применять «Смешанные блоки», а также делать «Микс» из упражнений, перемежая их.  В этом случае ребенок будет меньше утомляться, лучше сосредоточиться и скорее достигать желаемого результата.

Отсутствие поощрения приближенной реакции

К сожалению, многие педагоги не знают о методе постепенного формирования реакций. В этом случае они требуют от подопечного идеальной реакции, обеспечить которую ребенок не может, иногда педагог даже не использует помогающих подсказок, это приводит к фрустрации у ребенка, такие занятия заканчиваются истерикой. Методика формирования реакции сводится к тому, чтобы последовательно привести ребенка к исполнению желаемой реакции, посредством усиления приближенных форм реакции. К примеру, когда на начальных этапах ребенок не способен произнести слово «Пить», а говорит лишь «Ть», он все равно получает сок, который просил таким образом. На последующем этапе, когда педагог дает подсказку «Пить», малыш произносит «Ить», также получает сок. Но если ребенок снова произнесет «Ть», сок ему не дают, при улучшении реакции «Ить» он получает сок. Так мы придем к угасанию отдаленной формы реакции «Ть», и переходим к закреплению приближенной форме реакции «Ить». Следующим этапом станет формирование полной реакции «Пить».

Можно сказать, что работа с речевыми навыками похожа на работу ювелира. Все компоненты – просьба, повторение, наименование, ответ на вопрос, понимание инструкций должны формироваться последовательно. Работа над определенными навыками не должна опережать формирование прочих навыков. К примеру, проработка ответов на вопросы не должна вестись, пока у ребенка не закрепится определенный запас наименований, а занятия по наименованию, не должны опережать формирование навыка просьбы и нет словесной имитации. Если у ребенка отсутствуют начальные навыки моторной имитации, нецелесообразно приступать к работе над имитацией словарной, так как это приведет к фрустрации.  Если не тренировать и не формировать навыка обращения с просьбой, то ребенок не сможет научиться общаться и спонтанно использовать речь. Обучение речевым навыкам проводить необходимо на основе оценки (VB-MAPP) и организовывать обучающий процесс эффективно и последовательно.