О детях с особенностями развития
Ребенок с задержкой психического развития (ЗПР)
Симптомы:
- Тревожность, нерешительность, агрессивность;
- В младенческом возрасте такие детки начинают позже держать головку и делать первые шаги;
- Ребенок отстает от сверстников в способностях и умениях;
- Дети не способны выполнять простейшие действия, характерные для возраста (самостоятельная еда, личная гигиена, одевание, обувание);
- Малыш не способен к коллективной игре и прочей совместной деятельности;
- Сложности в концентрировании, рассеянное внимание;
- У ребенка очень уязвима эмоциональная сфера, он часто обижается и замыкается в себе.
«Задержка психического развития» - такой диагноз ставят с трехлетнего возраста. Когда ребенок достигает младшего школьного возраста, данный диагноз пересматривается и часто снимается. Однако, если диагноз не снят и до окончания младшей школы не наблюдается изменений при постоянной коррекционной работе, поднимают вопрос о возможной умственной отсталости.
Помощь каких специалистов необходима при ЗПР:
- невролог;
- консультация психолога / нейропсихолога;
- занятия с логопедом / дефектологом;
- педиатр;
- а, также детский массажист.
Ребенок с ОНР (общим недоразвитием речи
Симптомы:
- Более позднее формирование речи, чем у здоровых деток. Нормой является, когда малыш начинает произносить свои первые слова до года. При общем недоразвитии речи это происходит в три, четыре и даже в пять лет;
- Присутствие в речи фонетических и грамматических ошибок;
- Ребенок может полностью понимать речь других людей, однако выразить собственные мысли не в состоянии.
ОНР диагностируют, как правило, в трехлетнем возрасте, когда здоровые дети уже способны активно использовать речь. Важно отметить, что своевременное обращение к специалистам и логопедической помощи данный диагноз снимается и малыш может поступить в школу без существенных речевых проблем.
Консультации каких специалистов необходимы при ОНР:
- невролог;
- психолог / нейропсихолог;
- дефектолог / логопед.
Ребенок с СДВГ (синдром дефицита внимания)
Симптомы:
- Снижение уровня внимания: ребенок испытывает сложности со школьной программой, довольно часто теряют вещи;
- При разговоре такой ребенок легко отвлекается, часто создается впечатление, что он не слушает собеседника;
- Забывчивость;
- Суетливость;
- Болтливость;
- Отсутствие усидчивости, вплоть до невозможности высидеть урок;
- Повышенная подвижность: беспокойные движения в ногах и кистях рук;
- Плаксивость, раздражительность;
- Импульсивность: ребенок не может дождаться своей очереди, отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
Многие специалисты согласны с тем, что в данном диагнозе можно выделить два периода, когда симптомы особенно ярко проявляются: с пяти лет и до двенадцати, а также период полового созревания примерно с 14 лет. Снятие диагноза – возможно.
Помощь каких специалистов требуется при СДВГ:
- психиатр;
- невролог;
- педагог;
- педиатр;
- нейропсихолог / психолог.
Ребенок с задержкой речевого развития
Симптомы:
- Малыш начинает достаточно поздно держать голову, а также сидеть и ходить;
- Ребенок привлекает ваше внимание посредством плача, у него отсутствует реакция на обращение;
- Малыш молчит и не выдает даже самых простых звуков;
- Ребенок на слух не распознает предметы и не может их показать на картинке;
- Говорит малыш настолько невнятно, что половины слов невозможно разобрать;
- Не реагирует на простые команды взрослых;
- Малыш замкнут, не настроен контактировать с другими людьми;
- В двух-трехлетнем возрасте неспособен произнести простое предложение, целую фразу;
- По достижении четырех лет не произносит полноценных, сложных предложений.
Диагностируют ЗРР у детей до трехлетнего возраста, когда к этому периоду не сформирован минимальный словарный запас. Возможно снятие диагноза.
При данном диагнозе требуются консультации следующих специалистов:
- психоаналитик или детский психолог;
- дефектолог / логопед;
- невролог.
Ребенок с дислексией (нарушением навыка чтения)
Симптомы:
- При чтении ребенок пропускает некоторые слова, а также предложения и даже целые абзацы;
- Жалобы на головную боль после занятия чтением;
- Постоянно трет глаза;
- Очень близко подносит книгу к глазам;
- Во время чтения совсем или слегка прикрывает один глаз;
- Избегает чтения;
- Быстро устает;
- Ребенок невнимательный, рассеянный, испытывает сложности с осознанием текста, не способен сказать, о чем был текст либо пересказать его.
Указанный диагноз ставят примерно в шесть – семь лет. Возможно снятие диагноза.
При дислексии необходима помощь:
- дефектолога / логопеда;
Нейропсихолога / психолога.
Ребенок с дизартрией (расстройством произношения)
Симптомы:
- Нарушение передачи электроимпульсов к ядрам черепно-мозговых нервов от коры головного мозга. Наблюдаются нарушения, которые связаны с некоторыми мышечными группами, иннервируемыми черепно-мозговыми нервами;
- У малышей грудного возраста имеются сложности при вскармливании, из-за того, что мышцы языка и губ находятся в состоянии пареза. Такой ребенок чаще других вяло сосут грудь, склонны срыгивать и могут поперхнуться;
- По достижении ребенком первого этапа развития речи, выявляется отсутствие у ребенка лепетных слов, а также гнусавость некоторых звуков;
- Малыш поздно начинает произносить первые слова (примерно в 2-2,5 годика);
- Подвижность речевой и мимической мускулатуры ограничена. У таких детей смазанная речь, нечеткие звуки, голос может быть очень резким и громким либо наоборот тихим. Отмечается изменение темпа речи и потеря ее плавности.
Диагностируют дизартрию ближе к пяти годам, так как до пяти лет активно развивается речь. Диагноз могут снять.
При данном диагнозе необходимы консультации следующих специалистов:
- логопед;
- невролог;
- психолог / психотерапевт.
Особое внимание следует уделять упражнениям дыхательным.
Ребенок с расстройством коммуникации и речи (аутизмом)
Симптомы:
- Ребенок не может объяснить, чего он хочет;
- Не отзывается, когда его окликают по имени;
- Имеется задержка речевого развития;
- Изредка проявляются нарушения слуха;
- Не следует указаниям взрослых;
- Может не понимать, как играть с какой-либо игрушкой;
- Не улыбается другим;
- Плохо устанавливает визуальный контакт;
- В возрасте 12 месяцев не лепечет;
- Не машет рукой, не делает указательных жестов, не выполняет характерные движения в возрасте 1 года;
- В 16 месяцев не произносит отдельные слова;
- В 24 месяца не говорит фразы из двух слов;
- Отмечается утрата социальных или речевых навыков.
Устанавливают диагноз в два – два с половиной года.
Необходимы консультации следующих специалистов:
- патопсихолог;
- педиатр;
- нейропсихолог / психолог;
- невролог.
Особое внимание у таких детей следует обратить на проработку эмоциональной сферы.
Ребенок с ДЦП (детским церебральным параличом)
Симптомы:
- Проявления данного заболевания у разных больных могут быть индивидуальны, при этом некоторые признаки могут преобладать либо совсем отсутствовать;
- Мышечный тонус нарушен: повышение тонуса в руках, ногах либо во всем теле. Часто это приводит к формированию очень неудобных поз, которые человек не может контролировать;
- Непроизвольные медленные движения конечностей;
- Слабость в ногах или руках, возможен паралич;
- Нарушения речи: произношение звуков – нечленораздельное;
- Судорожные припадки – периодические приступы непроизвольного сокращения мышц, в некоторых случаях с непроизвольным мочеиспусканием и потерей сознания;
- Нарушение координации движения, а также шаткость походки;
- Возможны нарушения слуха (глухота двухсторонняя или односторонняя), нарушения зрения (полная слепота, частичная или снижение остроты зрения);
- Умственная неполноценность (встречается редко): пациент с трудом считает, не умеет читать и т.п.;
- Вероятны нарушения психики: медлительность, плаксивость, агрессивность, вспыльчивость;
- Нарушения сна (сложности засыпания, бессонница, частые ночные пробуждения).
ДЦП могут выявить сразу после появления ребенка на свет, но может ДЦП проявиться и постепенно и в грудном возрасте.
При ДЦП необходима помощь:
- ортопеда;
- невролога;
- нейропсихолога;
- детского массажиста.