Какие психологические причины могут мешать овладеть счетными навыками
Причин может быть одна или несколько:
- Нарушение зрительно-моторной координации
- Несформированность пространственно-временных представлений
- Есть сложности в регуляторной сфере
- Недостаточное развитие «зачаточного понятийного мышления»
- Недостаточно сформирована речь (нарушение лексико-грамматической структуры речи, скудный словарный запас)
- Не сформирован самоконтроль
- Недостаточное развитие основных мыслительных операций (обобщение, сравнение, анализ-синтез, классификация)
Психологические предпосылки |
Математический навык |
Сенсорное развитие (форма, цвет, величина) |
|
Зрительно-моторная координация |
Графическое изображение цифр и букв Ориентировка в книге или на тетрадном листе Пользование геометрическими приборами Решение арифметических задач |
Пространственные представления |
Овладение цифровой и буквенной символикой Усвоение графических изображений букв и цифр Усвоение понятия натуральных чисел Анализ чисел сложных (в десятичной системе) Усвоение таблиц вычитания и сложения Усвоение понятия измерения Ориентирование в книге (на тетрадном листе) Использование графических приборов Решение арифметических задач |
Определенный уровень понятийного мышления |
Усвоение математических понятий Решение арифметических задач |
Определенный уровень логического мышления |
Навык сравнения, сопоставления и противопоставления, определения сходства, установления различия Усвоение математических понятий Освоение понятия «больше-меньше», решение задач на разностное сравнение (последовательность) |
Определенный уровень абстрактного мышления |
Работа с геометрическим материалом Усвоение понятия «количество» Освоение математических действий, счета, решение уравнений, примеров Решение различных по речевому оформление и структуре арифметических задач |
Оперативная кратковременная память |
Решение различных задач Выполнение арифметических действий |
Сформированный навык чтения |
Решение различных по речевому оформление и структуре арифметических задач |
Определенный уровень развития речи: удовлетворительный пассивный и активный словарь |
Для освоения математического языка |
Сформированность лексико-грамматического строя речи |
Решение различных по речевому оформление и структуре арифметических задач |
Педагогические причины нарушений овладения счетными навыками
- Несоответствующие особенностям развития детей методики преподавания
- Форсирование темпов обучения
- Отсутствие системы контроля за усвоением базовых ЗУНов
- Неудовлетворительная работа учителей по проработке и преодалению пробелов в знаниях
Уровни и критерии сформированности вычислительного навыка
Критерии |
Уровни |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Правильность |
Ученик правильно вычисляет результат арифметического действия над данными числами |
Ученик изредка допускает ошибки в промежуточных операциях |
Ученик часто неправильно находит результат арифметического действия |
Осознанность |
Ученик осознает на основе каких знаний выполняются операции. Способен объяснить решение примера |
Ученик не может самостоятельно объяснить почему он решал пример именно так |
Ученик не осознает порядка выполнения операций |
Рациональность |
Опираясь на конкретные условия ученик выбирает наиболее рациональный прием для конкретного случая |
Ученик не может применять знания в нестандартных условиях |
Ученик не может выбрать операции, ведущие к быстрому результату |
Обобщенность |
Ученик способен применять прием вычисления ко всем случаям, может перенести прием на новые случаи |
Ученик применяет вычислительный прием исключительно в стандартных условиях |
Ученик не способен применять вычислительный прием в большинстве случаев |
Автоматизм |
Выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде |
Не всегда выполняет операции быстро |
Медленно выполняет систему операций, объясняя каждый свой шаг |
Прочность |
Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время |
Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткое время |
Ученик не сохраняет сформированный вычислительные навыки |