Какие психологические причины могут мешать овладеть счетными навыками

Причин может быть одна или несколько:

  • Нарушение зрительно-моторной координации
  • Несформированность пространственно-временных представлений
  • Есть сложности в регуляторной сфере
  • Недостаточное развитие «зачаточного понятийного мышления»
  • Недостаточно сформирована речь (нарушение лексико-грамматической структуры речи, скудный словарный запас)
  • Не сформирован самоконтроль
  • Недостаточное развитие основных мыслительных операций (обобщение, сравнение, анализ-синтез, классификация)

Психологические предпосылки

Математический навык

Сенсорное развитие (форма, цвет, величина)

 

Зрительно-моторная координация

Графическое изображение цифр и букв

Ориентировка в книге или на тетрадном листе

Пользование геометрическими приборами

Решение арифметических задач

Пространственные представления

Овладение цифровой и буквенной символикой

Усвоение графических изображений букв и цифр

Усвоение понятия натуральных чисел

Анализ чисел сложных (в десятичной системе)

Усвоение таблиц вычитания и сложения

Усвоение понятия измерения

Ориентирование в книге (на тетрадном листе)

Использование графических приборов

Решение арифметических задач

Определенный уровень понятийного мышления

Усвоение математических понятий

Решение арифметических задач

Определенный уровень логического мышления

Навык сравнения, сопоставления и противопоставления, определения сходства, установления различия

Усвоение математических понятий

Освоение понятия «больше-меньше», решение задач на разностное сравнение (последовательность)

Определенный уровень абстрактного мышления

Работа с геометрическим материалом

Усвоение понятия «количество»

Освоение математических действий, счета, решение уравнений, примеров

Решение различных по речевому оформление и структуре арифметических задач

Оперативная кратковременная память

Решение различных задач

Выполнение арифметических действий

Сформированный навык чтения

Решение различных по речевому оформление и структуре арифметических задач

Определенный уровень развития речи: удовлетворительный пассивный и активный словарь

Для освоения математического языка

Сформированность лексико-грамматического строя речи

Решение различных по речевому оформление и структуре арифметических задач

 

Педагогические причины нарушений овладения счетными навыками

  • Несоответствующие особенностям развития детей методики преподавания
  • Форсирование темпов обучения
  • Отсутствие системы контроля за усвоением базовых ЗУНов
  • Неудовлетворительная работа учителей по проработке и преодалению пробелов в знаниях

Уровни и критерии сформированности вычислительного навыка

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Правильность

Ученик правильно вычисляет результат арифметического действия над данными числами

Ученик изредка допускает ошибки в промежуточных операциях

Ученик часто неправильно находит результат арифметического действия

Осознанность

Ученик осознает на основе каких знаний выполняются операции. Способен объяснить решение примера

Ученик не может самостоятельно объяснить почему он решал пример именно так

Ученик не осознает порядка выполнения операций

Рациональность

Опираясь на конкретные условия ученик выбирает наиболее рациональный прием для конкретного случая

Ученик не может применять знания в нестандартных условиях

Ученик не может выбрать операции, ведущие к быстрому результату

Обобщенность

Ученик способен применять прием вычисления ко всем случаям, может перенести прием на новые случаи

Ученик применяет вычислительный прием исключительно в стандартных условиях

Ученик не способен применять вычислительный прием в большинстве случаев

Автоматизм

Выделяет и выполняет операции быстро и в свернутом виде

Не всегда выполняет операции быстро

Медленно выполняет систему операций, объясняя каждый свой шаг

Прочность

Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время

Ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на короткое время

Ученик не сохраняет сформированный вычислительные навыки