Контроль поведения — что это?

Мы хотим предложить вам представить себя в следующей ситуации. По окончании долгого тяжелого трудового дня вы решили купить продукты в магазине. Выбрав все необходимые покупки, вы подошли к кассам и встали в очередь. Подождав некоторое время, вы вдруг решаете встать в другую очередь — вам показалось, что там все происходит значительно быстрее. И снова вы стоите в очереди... Приходит понимание, что ситуация абсолютно одинакова и вы просто потратили еще больше времени. Возникает беспокойство из-за недовольства, вы теряете остатки терпения. Когда, наконец-то вы достигаете своей очереди и выкладываете покупки на ленту, продавец здоровается и спрашивает: «Как у Вас дела?». Вы сдержанно отвечаете: «Спасибо, нормально.».

Знаете ли вы, что большинство людей в такой ситуации так реагируют? Вместо того, чтобы выразить свои чувства: «Я рассержена» либо «Я потеряла двадцать минут в вашей очереди!», либо «Вашему магазину следует принять больше кассиров».

Так что же нам помогает выдерживать такие ситуации, не теряя самообладания? Эта «волшебная» способность носит название — контроль поведения. Наши детские психологи расскажут вам в цикле статей о том, в чем суть контроля поведения и как его развить в вашем малыше.

Что такое управление и контроль собственного поведения?

Иногда контроль поведения именуют «саморегуляцией», человек способен:

  • благодаря контролю поведения вести себя подобающим образом. Это может выражаться в контроле над побуждениями, позволяющему предотвратить или прекратить некоторые действия ( к примеру, употребление алкоголя) или же вести себя определенным образом, даже тогда, когда мы этого не хотим (быть вежливым с руководителем, не смотря на то, что он несправедлив к нам);

  • сохранять бдительность, спокойствие и сосредоточенность;

  • управлять нашими эмоциями, поведением, энергией и вниманием, осуществляя это приемлемым социально способом, помогающим нам достигать свою цель;

  • справляться с факторами, подвергающими нашу нервную систему стрессу, к примеру, с утомлением, сложными заданиями и ситуациями, сильным шумом и прочими раздражителями.

Способность управлять или регулировать поведение, позволяющая человеку сохранять концентрацию внимания при отвлекающих факторах и фокусироваться на наиболее важной информации, помогает, к примеру, следовать правилам, соблюдать очередь, адаптироваться к новой ситуации, ждать, достойно встречать сложности, подавлять вспышки гнева, поступать социально верным способом.

Важно понимать, что умение по управлению собственным поведением не может возникнуть в одночасье, оно развивается постепенно и скорость его развития индивидуальна для каждого малыша. Например, какие-то детки способны справляться легче с ежедневными стрессами, чем другие ребята того же возраста.

Умение малыша контролировать свое поведение оказывает влияние на дальнейшее развитие личности. Это было подтверждено известным экспериментом по саморегуляции. В нем четырехлетним малышам предлагали одно пирожное и говорили, что его можно съесть сразу либо получить несколько лакомств, если немного подождать, когда взрослые вернуться в помещение. Терпение проявили примерно 30 процентов малышей, они смогли в будущем достигнуть лучших результатов в обучении, значительно реже прибегали к антисоциальному поведению и были меньше склонны к употреблению наркотиков.