Мелкая моторика у детей – этапы развития

Мелкой моторикой называют навыки человека работы руками и пальцами, к примеру, завязывание шнурков, рисование, письмо, открывание коробочек и пр.  Подобные навыки получают развитие с учетом физических параметров ребенка (сила мышц плечевого пояса и координация мышц туловища) в определенных возрастных периодах. Следует понимать, что каждая из стадий развития мелкой моторики подразумевает, что предыдущие стадии были успешно пройдены ребенком.

Давайте рассмотрим основные навыки мелкой моторики, приобретаемые в различных этапах своего развития:

Дети до 6 месяцев

  • С рождения рефлекторно хватают предметы;
  • В 3 месяца неосознанно тянут ручки к предметам;
  • С трех месяцев осознанно хватают предметы;
  • С 3-х месяцев хватают предметы двумя ручками;
  • В пять месяцев хватают предметы одной рукой;
  • С 6-ти месяцев тянутся к предметам намеренно.

Если навыки не развиты, возможны следующие негативные последствия:

  • Неудовлетворительное развитие мышц, а также координации их работы;
  • задержка способности самостоятельно играть;
  • Из-за задержки в развитии навыков обращения с предметами и игрушками, задержка в развитии органов чувств.

В 6-12 месяцев ребенок

  • Тянется к предмету, хватает его и кладет в рот;
  • Намеренно отдает предмет;
  • Умеет хватать предмет большим и указательным пальчиками;
  • Берет предмет двумя пальцами;
  • Умеет перекладывать предметы из одной ручки в другую;
  • Поднимает и бросает игрушки.

В случае неразвитых навыков, возможны негативные последствия:

  • Слабо развита сила пальцев и рук;
  • Недостаточно развиты навыки обращения с предметами;
  • Из-за недостатка игровой деятельности происходит задержка в развитие органов чувств.

В 1-2 года ребенок

  • Умеет строить из трех кубиков башню
  • Может вставлять пять колышков в отверстие
  • Строит пирамидку из 4-х колец, нанизывая их на стержень
  • Нажимает кнопки
  • Умеет переворачивать по две-три странички книжки за раз
  • Может рисовать хаотичные фигуры и линии на бумаге
  • Подносит ко рту ложку
  • Ест с минимальной родительской помощью
  • Применяет в общении жесты
  • Используя движение всей руки, рисует, меняет руку и делает взмахи руками
  • Самостоятельно умеет брать чашку и пить из нее.

В случае неразвитых навыков, возможны следующие негативные последствия:

  • Неудовлетворительно развиты игровые навыки;
  • Сила рук и пальцев недостаточно развита;
  • Недостаточно развиты навыки обращения с предметами;
  • Плохо развиты различные навыки ухода за собой (к примеру, слабо развит навык приема пищи самостоятельно).

В 2-3 годика малыш умеет:

  • Переворачивать по одной страничке книги;
  • Нанизывать четыре большие бусинки;
  • Резать ножницами;
  • Множество действий делать одной определенной рукой;
  • Самостоятельно есть;
  • Держать карандаш указательным и большим пальчиками, а не сжатым кулачком;
  • Делать вертикальные, горизонтальные и круговые движения руками;
  • Рисовать круги, точки и линии, применяя движения кистей рук;
  • Мять пластилин, разделять его на куски и раскатывать.

Негативные последствия, при неразвитых навыках:

  • Избегание работы с карандашиком;
  • Неготовность к письменным занятиям;
  • Недостаточные навыки рисования;
  • Слабо развитые навыки движения и хватания рук при занятиях с карандашом;
  • Плохо развиты навыки по уходу за собой (к примеру, умение самостоятельно принимать пищу).

В 3-4 годика ребенок умеет:

  • Строить башенку из девяти небольших кубиков;
  • Резать бумагу ножницами;
  • Рисовать перекрещивающиеся линии;
  • Рисовать круги по заданному образцу;
  • Применять вспомогательную руку для удержания предметов и помощи ведущей руке;
  • Лепить из пластилина (лепешки, змейки, шарики).

Последствия негативного характера, при недостаточном развитии вышеперечисленных навыков:

  • Неготовность к занятиям письмом;
  • Неудовлетворительно развитые навыки по уходу за собой;
  • Плохо развиты навыки обращения с мелкими предметами (карандашами, ножницами, игрушками);
  • Расстройства из-за неумения обращаться с мелкими предметами.

Ребенок в возрасте 4-5 лет может:

  • Вырезать по контуру;
  • Рисовать квадрат;
  • Рисовать пересекающиеся линии;
  • Самостоятельно надевать и снимать одежду;
  • Писать свое имя;
  • Писать числа от одного до пяти;
  • Писать буквы;
  • Умения руки ведущей значительно более развиты, чем у вспомогательной руки.

Негативные последствия, когда навыки не развиты:

  • Сложности в обращении с карандашом и его удержании;
  • Существенная зависимость в повседневных делах от родителей (например, при одевании);
  • Сложности с написанием букв и имен;
  • Расстройства из-за сложностей в обращении с карандашом, попытки избежать данных занятий.

Ребенок в 5-6 лет может:

  • Вырезать несложные фигурки;
  • Брать карандаш тремя пальчиками;
  • Рисовать треугольник;
  • Раскрашивать по контурам;
  • Рисовать простейшие рисунки;
  • Приклеивать клочки бумаги и делать аппликацию.

Если навыки развиты плохо, возможны негативные последствия:

  • Плохо развиты письменные навыки;
  • Сложности в написании цифр и букв;
  • Быстрая утомляемость при занятиях с карандашом;
  • Сложности в выполнении письменных заданий в детском садике;
  • Избегание работы с карандашом и расстройство из-за неумения.

В 6-7 лет ребенок умеет:

  • Писать на разлинованной бумаге (в тетрадке и пр.);
  • Правильно писать множество цифр и букв;
  • У него хорошо развита моторика, необходимая для письменных занятий;
  • Уверенно рисовать карандашом и движения рук, при этом, хорошо развиты;
  • Самостоятельно завязывать шнурки;
  • Строить модели из конструктора.

Негативные последствия, при плохо развитых навыках:

  • Быстрая утомляемость при письменных занятиях;
  • Сложности с выражением мысли в письменной форме;
  • Неразборчивый почерк;
  • Сложности в школе из-за неудовлетворительной скорости письма;
  • Проблемы с поведением из-за нежелания работать с карандашом;
  • Низкая успеваемость в школе и, как следствие, низкая самооценка.

В возрасте 7-8 лет ребенок может:

  • Разборчиво писать большие объемы текста.

Негативные последствия, при неразвитых навыках:

  • Избегание работы с карандашами;
  • Скорая утомляемость при письменных занятиях;
  • Трудности с исполнением на время письменных заданий;
  • Сложности с письменными заданиями в школе, обусловленные трудностями выражения в письменной форме мыслей.

Отталкиваясь от приведенного выше перечня, вы можете судить о соответствии возрасту развития вашего ребенка. При обнаружении некоторых задержек в развитии малыша, своевременная помощь нейропсихолога поможет заполнить пробелы и наверстать упущенное.