Как у ребенка воспитать ответственность

Безусловно, каждый из нас желает, чтобы наш ребенок рос человеком ответственным, человеком, который способен отвечать за свои поступки. Чувство ответственности является характеристикой зрелой личности.Однако закладывается данная черта именно в детстве.

Когда наступает возраст «ответственности»?

Ребенок в возрасте до двух лет еще не способен прослеживать связь между совершаемыми действиями и наступающими последствиями. Для такого малыша любое последствие происходит «вдруг». Он способен лишь ориентироваться на то, какая реакция возникает у его родителей и близких и постепенно «заучивать» то, чего не стоит делать, так как это множество раз вызывало их негативную реакцию. Но, важно понимать, что настоящей ответственности, к примеру, за внешний вид или за игрушки ожидать и требовать не стоит. На данном этапе малышам необходимы взрослые «проводники», которые помогут ему разобраться в нашем непростом мире.

Период от двух до трех с половиной лет является периодом, в котором большинство деток сталкивается с «кризисом трех лет». Примерно с 2,5 лет в поведении ребенка может прослеживаться провокация: осознавая запреты, малыш «проверяет» на самом ли деле нельзя делать то, что «нельзя». В это время закладываются границы порицаемого и желательного поведения, чем точнее они будут определены, тем больше появится у ребенка «опор» для понимания ответственного поведения.

В момент, когда у малыша указанный кризис, вам может показаться, что он становится абсолютно безответственным. Ранее ему нравилось ходить в чистой одежде, а сегодня он измазался вареньем и наблюдает, какова ваша реакция. Раньше он с удовольствием помогал в уборке игрушек, а теперь от него можно услышать только громкое «нет!».

Не следует пугаться и делать выводы, что малыш совсем «испортился» и вырастет человеком безответственным. Сложный период пройдет, и станет очевиден личностный рост малыша. А до той поры постарайтесь достаточно четко демонстрировать малышу имеющиеся правила. Данные правила должны быть неизменны и не могут зависеть от настроения родителей или от вызывающего поведения ребенка (к примеру, если котенка тискать нельзя, то это означает, что делать это нельзя никогда, ни тогда когда ребенок выказывает свое недовольство криками, ни тогда, когда вы общаетесь по телефону.)

Возраст от трех с половиной до пяти лет прекрасно подходит для начала прививания ответственного поведения. Естественно, остается множество сфер, в которых родителям следует продолжать контроль над поведением малыша и подсказывать ему, как необходимо поступать.

Но уже в этот период можно определить несколько областей, в которых ответственность должен нести сам ребенок. К примеру, это может быть ответственность за свои вещи и игрушки («сам потерял, сам и будешь искать»), несложные домашние обязанности (разложить на стол перед обедом для всех ложки). Подобных сфер пока не должно быть много, ведь это первые шажочки постижения ответственности, однако они необходимы.

Период в возрасте от пяти до семи лет примечателен тем, что малыш становится все более ответственным. В большинстве случаев, он в состоянии отдавать себе отчет в том, какое поведение одобряется, а какое нет.

Детки такого возраста уже учатся оценивать поступки не только по критерию последствий, но и по тому какими внутренними мотивами руководствовался человек, совершающий те или иные поступки.

Частенько мы путаем ответственность с аккуратностью, послушанием и успешностью наших малышей в обществе. К примеру, ребенок уже самостоятельно убирает свои игрушки, не бегает по грязи, а когда ложиться спать, укладывает одежду на стул. Это отлично, однако, это аккуратность, а не ответственность.

Вы похвастаетесь, что малыш не кричит в общественном транспорте и всегда слушается, когда слышит слово «нельзя», не закатывает истерик у прилавков с игрушками и умеет прислушиваться к вашим советам. Однако и это не ответственность, это называется послушанием.

Ваш малыш трудолюбиво и старательно лепит и рисует и его рисунки занимают почетные места на выставках. Девчушка волнуется перед концертом и старательно выполняет «па». Но и это не ответственность, это свобода творчества. Ответственностью называют нечто другое.

Ответственность – это добровольное и искреннее признание потребности заботиться не только о себе, но и о других.

Детская ответственность берет свое начало в нашей безусловной любви. Когда мы проявляем заботу о малыше и делаем это так, как это необходимо ему (без недоборов и переборов), мы демонстрируем молодой личности ее уникальность, самоценность и неповторимость. Только человек,  испытавший это, сможет далее по-настоящему относиться бережно к другим людям. Дабы признать ценность другого человека, человеку необходимо для начала почувствовать ценность себя самого.Именно отсюда начинается милосердие, забота, чувство долга, умение и желание сотрудничать, возлагая на себя обязательства и исполняя их.

Не спорим, все начинается с мелочей. И не шуметь, когда бабушка легла отдохнуть, и не рвать мамины любимые бусы, и игрушки, собранные в коробку, все это, конечно, очень важно. Но… гораздо важнее побуждения, которые толкают ребенка так поступать.

Давайте представим ситуацию, в которой ваш малыш, удобно разместившись на автобусном сиденье, размахивает ногами. Как вы сделаете ему замечание: «Не болтай ногами, это неприлично» или же «Не болтай ногами, ведь ты можешь испачкать других пассажиров»? Вы можете сказать: «Не ломай веточку, можешь поцарапаться», а можете сказать: «Не ломай веточку, она живая». Почувствовали разницу? По таким коротким репликам можно понять приоритеты родителя: обеспечить сиюминутную правильность, безопасность и удобство или же подарить ребенку целостное представление о живой природе.

Давайте поговорим о зонах ответственности:

Что же необходимо делать, чтобы ваш малыш стал ответственным человеком? Прежде всего, следует определить важные зоны ответственности у дошкольника. Все они достойны того, чтобы развиваться. Вероятно, в различные периоды разные из зон ответственности станут главенствовать в вашей воспитательной позиции, однако, так или иначе, возраст дошкольника – то самое время, когда должны быть «посажены» «зернышки» каждой из этих зон. 

  • Одной из базовых зон ответственности является ответственность за собственную жизнь, здоровье и безопасность. Именно на формирование этой зоны, необходимо обратить пристальное внимание, родителям малыша.Развиваться указанная зона ответственности начинает примерно, в 2,5-3 года, когда малыш начинает осознавать, что некоторые его действия могут нести опасность для него. Некоторые из зон родители жестко ограничивают, и они находятся под запретом, например, большая высота, горячие предметы и электричество.
  • В некоторых же областях, родители начинают взывать к чувству ответственности малыша: «Чтобы выздороветь, нужно принять это лекарство. Ведь ты хочешь выздороветь?». Такой подход помогает постепенно развивать у ребенка сознательность, помогает ему прослеживать причинно-следственную связь между принимаемыми им решениями и последствиями (негативными или позитивными), которые возможны.
  • Ответственность за действия, которые связаны с благополучием близких малыша и других людей. Вспомните строки: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала…». Данное стихотворение рассказывает ребенку, о том, что маленькая девочка выбрала сознательно такое поведение, при котором она не будет мешать уставшей маме. Это ответственное поведение по отношению к близкому человеку.

Именно оно участвует в создании будущей основы для возведения отношений с многими людьми, начиная от членов семьи и заканчивая незнакомыми. Безусловно, маленькой личности иногда достаточно сложно ограничить свою активность с учетом интересов близких. Однако, разница между трехлетним шалуном и «серьезным» первоклашкой в данном аспекте заметна. Возможно это, правда, только когда родители на это обращают внимание и стараются объяснить ребенку, что его поведение оказывает влияние на отношение других людей к нему.

  • Ответственность за собственные вещи. С взрослением ребенка, возрастает и его ответственность, которая связана с сохранностью его вещей: игрушек, одежды и мебели в его комнате. Ответственность за игрушки малыш начинает осознавать примерно в три года. До указанного периода ребенок может, разозлившись, кидать игрушку, когда у него что-то не получается. После трех лет малышу достаточно напоминания родителей: «не бросай, иначе сломается» и ребенок довольно скоро успокаивается.

С этого возраста особенно важно приучать малыша нести ответственность за порядок в его «хозяйстве». Понятно, что период сознательной уборки придет еще не скоро, в старшем дошкольном возрасте или даже немного позже. Однако родители могут творчески подойти к процессу и делать уборку вместе с малышом в игровой форме.

  • Ответственность за домашнего любимца. Если в вашей квартире имеется животное, то малыш должен иметь обязанности по уходу за ним (они могут быть не существенными, но ежедневными). Даже детки трех лет могут иметь собственные обязанности, к примеру, помощь маме и папе вымыть кормушку. Конечно, не следует возлагать больших обязанностей. Малыш такого возраста очень легко отвлекается и не имеет представления о понятии «время», а значит, обязанности по кормлению питомца на него лучше не возлагать.
  • Ответственность на свои успехи и неудачи. Следует обращать внимание малыша на то, как важны его усилия в достижении целей. Начинается это еще в возрасте полутора-двух лет, когда ваш малыш учится самостоятельно кушать, а далее самостоятельно одеваться. Родители внимательные непременно поощряют успехи ребенка, но не торопятся помогать ему, когда не все получается. И, кстати, в дальнейшем, когда ребенок будет познавать мир различных игрушек и вещей, не стоит упорствовать с помощью. Пусть добивается самостоятельно, чтобы яблочко стало вымытым, постель заправленной, а блок конструктора встал на нужное место. От вас будет достаточно совета или подсказки, а вот сделать что-то за малыша будет равноценно блокировки его собственной ответственности за процесс.
  • Ответственность экологическая. Об этой разновидности ответственности, к сожалению, современные родители частенько забывают. Очень плохо, когда взрослый, идущий рядом, не реагирует на то, как ребенок дергает ветки деревьев или выбрасывает обертку от конфеты прямо на землю! Непременно обращайте свое внимание на аккуратность малыша на улице, объясняйте ему необходимость бережного отношения к природе.

Условия воспитания ответственности:

- Продолжительность и постепенность

- Разумные ограничения

- Самоуважение

- Учет возрастных, а также индивидуальных особенностей

- Учет особенностей характера ребенка

- Учет личного опыта

Уровни ответственности для ребенка:

  1. Уровень первый: ребенок в роли помощника. Родитель обучает, а также выделяет главные моменты и рассказывает о желаемом результате;
  2. Уровень второй: ребенку необходимо напоминание и контроль. Важно, чтобы наставления и контроль проходили в терпеливой, спокойной манере.
  3. Уровень третий: выполнение задания самостоятельно. Когда родителем хорошо выполнены условия двух первых уровней.

Основы воспитания ответственности у ребенка:

  • Ребенку необходимо ощущать себя равноправным членом семьи. Он обязательно должен знать, что в нем нуждаются окружающие. Поначалу проявляется это в том, что его не отгораживают от взрослых занятий. «Помоги мне накрыть к чаю на стол», «Как ты считаешь, какие тарелочки поставить лучше?», «Давай эту обувь мы с тобой помоем вместе…» Для малыша всегда найдется посильное дело.
  • Не стоит торопить, позвольте малышу выполнять ответственное для него задание в темпе, удобном для него. Если же у него не получается правильно, ваша цель – убедить малыша, что он растет, учится и каждый день накапливает умение и опыт. (Помните об этом, в первую очередь, сами!).
  • Не стоит ругать за неудовлетворительно выполненную работу и делать замечания за некорректный поступок, постарайтесь сделать так, чтобы малыш на собственном опыте понял, какие результаты последуют за безответственностью. Забыл купить хлеб – пусть все кушают без хлеба, забыл поставить сапоги к батарее – они не высохли и прогулка будет отменена.
  • Помните, поручать нужно только посильные дела, чтобы ребенок понимал, что невыполнением он подведет и самого себя, и других. Не следует жалеть ребенка и возлагать всю ответственность на себя.
  • Сначала малыши очень легко могут забыть о поручении. Значит, необходимо придумать некие «напоминалки». К примеру, картинка на двери (в тему) или звонок будильника.
  • Довольно часто родители даже не подозревают, что их ребенок способен на большее. Если родители никогда не советуются с ребенком и постоянно поручают только однообразные простенькие задания, ребенок становится уверенным в том, что он еще очень маленький.
  • Если ребенок повел себя безответственно и не справился с работой, вам нужно понять его и показать, как это сделать правильно. Непременно покажите ему, что вы заинтересованы в его успехах, верите в него и понимаете его.
  • Сделайте так, чтобы у малыша забота о себе и о близких была связана с положительными эмоциями.

Мы нередко критикуем человека за ошибки, а вот, к тому, что он делает хорошо, привыкаем  быстро и принимаем за норму. Ваш малыш из детского садика принес вам в подарок рисунок, оформите его красиво и повесьте на стене. За ужином можно похвалить, как бережно он обращался сегодня с младшим братиком и укачивал ее в коляске. Это «обратная связь», которая особенно важна для малыша!

Вырабатывать у ребенка ответственность сложно, когда:

  • От малыша требуют значительно больше, чем он в состоянии выполнить – это может напрочь загубить чувство ответственности. Помните, ребенок еще не способен заниматься долго одним и тем же видом деятельности. Вы можете разнообразить то задание, которое поручили ему или же отпустить играть, поблагодарив его. Конечно, вы можете дать ему поручение в своем уголке навести порядок, однако не забывайте, что понятие взрослого и ребенка о порядке – довольно разные вещи. Так, например, горка игрушек за дверью и чистая середина комнатки – тоже может считаться порядком.
  • Вы забываете поощрять (хвалить, награждать, отмечать, благодарить).
  • Не контролируете, не проверяете. Пока ребенок не может себя сам контролировать.
  • Не советуетесь с малышом. Не стоит руководствоваться тем, что «ну он насоветует такого!».

Очень важно не забывать, что личность ребенка еще только формируется, и от него не приходится ждать полной ответственности, да и не стоит, ведь ответственность – это огромная нагрузка даже для взрослого человека, и малыш к ней еще не готов. Необходимо терпеливо и деликатно стараться закладывать основы ответственности, которые потом обязательно разовьются в более позднем возрасте.

Ну, и, безусловно, для ребенка главное – видеть пример взрослого: самостоятельного, ответственного и в меру требовательного, но допускающего необходимую самостоятельность.