Влияние вестибулярной системы на возникновение учебных затруднений

Мозг малыша с вестибулярными нарушениями находится в постоянном режиме «борьбы за выживание». Если имеется данная проблема и развитие подобных навыков отодвинуто на задний план, сложности в обучении не исчезнут. 

Представьте, что вам довелось наблюдать за детьми в учебном классе. Один ученик неустанно качается и «ерзает» на стуле. Другой ученик не может правильно располагать буквы в процессе письма. Третий, и вовсе неуклюж в своих движениях, не в состоянии оценить, сколько же места ему необходимо, чтобы обойти парту и, попросту врезается в нее, говорит он, при этом, хуже сверстников. Четвертый ученик – слушает невнимательно, не способен запоминать длинных инструкций, мягко говоря, «считает ворон». Пятый ребенок –  с трудом читает. А есть такие детки, у которых –налицо поведенческие либо эмоциональные проблемы. Во всех перечисленных нюансах частично виновны сбои в обработке сенсорных сигналов вестибулярной системе. Это вполне объяснимо, так как эта система тесно связана со всеми мозговыми зонами.

По мнению известного невролога Ч.Ньокиктьена, нарушения в функционировании вестибулярной системы и ствола мозга могут вызывать следующие последствия:

- Нарушения процесса контроля положения тела и позы.

- Нарушения уровня активации нервной системы, приводящие к потере концентрации и гиперактивности. Происходит это в результате тесной связи ретикулярной формации (отвечающая за возбуждение нервной системы и уровень ее концентрации центральная часть мозгового ствола) и вестибулярной системы.

- Нарушения распределения внимания.

- Нарушения контроля движения глаз.  По этой причине ребенок не в состоянии «отслеживать» глазами во время письма и чтения, ему сложно списывать текст с доски и писать на ней. Это особенно ярко выражено у детей с гиперактивностью. Движения глаз у таких детей не плавные, взгляд может либо отставать от предмета или же, как бы догоняя его, «дергается».

- Задержка в формировании схемы тела – малыш продолжает путать «право» и «лево». Данный факт может послужить возникновению сложностей в освоении чтения и математики. 

Альфред Томатис (известный французский профессор, врач) пишет, что детская вестибулярная система работать начинает уже в материнской утробе на двадцать первый день после зачатия, созревает она к 11 годам. Данный факт свидетельствует о том, что вестибулярная система нуждается в длительной подготовке для выполнения своих жизненно важных функций. Подготовительный процесс осуществляется посредством накапливания опыта, значительным источником которого считается движение. По этой причине особенно важно, чтобы в течение беременности мама много двигалась, а после рождения ребенка следует часто носить на руках и качать – до той поры, пока сам он не сможет передвигаться в пространстве.

Существует два типа вестибулярных нарушений, которые имеют отрицательное влияние на поведение и обучение:  слишком слабая или слишком бурная реакция мозга на вестибулярные сигналы.

 Длительность постротаторного нистагма помогает определить эффективность функционирования вестибулярной системы. После долгого катания на карусели можно посмотреть в глаза малышу и заметить подергивание глазных яблок – нистагм. В случае, когда нистагм слишком быстро прекращается либо проявляется неравномерно, можно считать, что вестибулярные ядра некорректно обрабатывают вестибулярные импульсы или же получает их слишком мало.

Когда же нистагм проявляется довольно долго, это сигнал о чрезмерной реакции вестибулярной системы на импульсы, по причине неудовлетворительного действия подавляющих ее сил.

Проведенные в Соединенных штатах, Южной Америке и Австрии исследования, выдали информацию о том, что у пятидесяти процентов детей, имеющих проблемы с обучением и речью – слишком короткий нистагм.

Дети, обладающие низкой чувствительностью вестибулярной системы – любители острых ощущений.Особое наслаждение таким деткам доставляет катание на каруселях, ощущение движения в пространстве. Такой ребенок может дольше других участвовать в подвижных играх. Ребенок может выглядеть неорганизованным или «потерянным в пространстве», он может демонстрировать неритмичные и резкие движения. Такие дети, в целом, развиваются типично, однако могут столкнуться, со сложностями в обучении считать или читать.

По наблюдениям у некоторых детей могут встречаться следующие особенности:

 - путают верх и низ, лево и право;

- переворачивают буквы зеркально;

- сидя за столом, не могут держаться прямо либо скрючиваются;

- не в состоянии удерживать на движущемся предмете взгляд;

- чаще сверстников падают;

- с заданиями, в которых задействованы обе стороны тела или руки, плохо справляются.

Снижение активности вестибулярной системы способно приводить к развитию одинаковых навыков для левой и правой руки, для левого и правого полушария мозга. Вместо привычного использования только одной руки для точных движений, ребенок попеременно работает то правой, то левой рукой. Таким образом, оба полушария мозга одновременно заняты одной задачей, вместо отдельных специализаций для повышения эффективности. Подобная ситуация существенно влияет на письмо и речь.

Рекомендации специалистов:

 Внимание!!! Никогда не кружите малыша слишком долго или сильно.

- для детей полезны занятия, которые стимулируют координацию движений головы, глаз и рук: игры с мячиком, стрельба по мишеням, кидание различных предметов, занятия настольным теннисом и пр.;

- билатеральные игры (с привлечением обеих сторон тела): гребля иплавание, прыжки со скакалкой, игра на музыкальных инструментах и т.д.;

- занятия, в которых необходимо поддержание равновесия: борьба, езда на велосипеде, катание на коньках и пр.;

- различные занятия (игра, чтение, раскрашивание) опираясь на локти, в положении лежа на животе;

- эффективным методом помощи деткам с пониженной активностью вестибулярной системы являются занятия на балансировочной доске (ссылка).

Дети, обладающие повышенной чувствительностью вестибулярной системы, так называемые «трусишки», которые боятся высоты, при спуске по лестнице, они непременно держатся за перила и не очень любят качели. Стоит отметить, что любое изменение положения или перемещение такими детками ощущается, как угроза своей безопасности. У них «выбивает почву из под ног» даже легкое движение, и это - очень сильный страх. Часто взрослые не могут понять, отчего одобрения и слова поощрения на таких детей не действуют. Лучшее, что в этом случае, вы можете сделать для малыша – уважать его потребности и медленно, постепенно, шаг за шагом укреплять ощущение безопасности в нем, всеми доступными способами.

Рекомендации специалистов:

- когда ребенок пытается выполнить действия, пугающие его, - не торопите малыша;

- для усиления чувства безопасности, при лазании либо движении, поможет дополнительная весовая нагрузка;

- если вы запланировали посещение какого-либо мероприятия или события, к примеру, в незнакомом парке пикник, сводите малыша в указанное место  заранее, чтобы он мог привыкнуть и осмотреться – так ребенок легче справится со страхом.

Ребенок, развивая чувство равновесия, учится: справляться с любыми ситуациями, в любой ситуации удерживать себя, получает общее чувство надежности и ощущение безопасности, внутренний покой и равновесие, готовность к риску, внимательность.

Важно понимать, что равновесие человека – это нечто большее, нежели равновесие биомеханическое. Равновесие психики, движений, эмоций, ритма бодрствования и сна, пищеварения и обмена веществ оказывают влияние друг на друга, они неразделимы.