Сенсорная интеграция для детей с СДВГ
Сенсорной интеграцией называют обработку поступающих ощущений от органов чувств, их организацию и упорядочивание в целях создания адаптивного ответа. Указанный процесс начинается уже в первые недели внутриутробной жизни и особенно активно проходит до момента достижения дошкольного возраста. Когда возникают какие-либо нарушения в обработке сенсорных сигналов,возможно негативное отражение на процессах познавательного и моторного и развития.
На дисфункцию сенсорной интеграции могут указывать следующие симптомы:
- чрезмерно низкий либо высокий показатель двигательной активности;
- чересчур сильная чувствительность, или же недостаточно ярко выраженная,кразличного рода стимулам: слуховым, тактильным, зрительным;
- слабая двигательная координация;
- расстройство мышечного тонуса;
- слабая концентрация внимания;
- моторная неловкость;
- быстрая утомляемость;
- импульсивность;
- задержка развития речи;
- низкий уровень социализации и т.д.
Целью сенсорно-интегративной терапии (автор которой является Д.Айрес, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета) является многочувственная и многосторонняя стимуляция ребенка для нормализации работы центральной нервной системы. Эта методика показала себя особенно эффективно при коррекции детей с СДВГ. В сенсорную интеграцию включается индивидуально разработанный, для каждого маленького пациента, комплекс упражнений, которые направлены на развитие основных форм восприятия:
- тактильная (стимулирование кистей рук, ротовой полости, лица, стоп, лица, поверхности тела);
- зрительная (направлена на стимуляцию зрения посредством яркого цвета предметов, работа в слабоосвещенном помещении);
- обонятельная (стимуляция при помощи слабых и резких раздражителей, выбор зависит напрямую от вида нарушения чувствительности: гипер-либо гипочувствительность);
- вестибулярная (применение пружинящей поверхности для осуществления кувырков, поворотови прыжков);
- вкусовая (используются различные раздражители вкуса);
- проприочувствительность (стимулирование глубоких мышечно-суставных чувств).
Сенсорная интеграция для детей с СДВГ имеет направленность на последовательное усложнение выполняемых упражнений с введением новых разновидностей раздражителей, а при достижении заметных успехов (привлечение, а также непродолжительное удержание внимания зрительного, следование малышом простым инструкциям) — подключение элементов упражнений для развития крупной моторики, подражания и зрительно-моторной координации.
Для получения значительного положительного эффекта сенсорная интеграция для детей с СДВГ проводиться должна в игровой форме не менее чем два раза в неделю. Продолжительность курса терапии нейропсихолог определяет в индивидуальном порядке, она может варьироваться, в среднем, от шести месяцев до двух лет.