Характеристика детей с ЗПР (задержкой психического развития)
При ЗПР нарушения интеллекта у детей имеют легкий характер, но они затрагивают все интеллектуальные процессы: от внимания и памяти, до восприятия, внимание, мышления и речи.
Восприятие у малыша с задержкой психического развития неточно, фрагментарно и замедленно. Некоторые анализаторы работают в полном режиме, однако ребенок может испытывать сложности при формировании целостных образов окружающего мира. У такого ребенка зрительное восприятие развито лучше, а, вот слуховое – несколько хуже. По этой причине, объяснение учебного материала деткам с ЗПР следует сочетать с наглядной опорой.
Внимание у детей с ЗПР поверхностно, кратковременно и неустойчиво. Любые стимулы постороннего характера отвлекают малыша, переключая его внимание.
Связанные с концентрацией и сосредоточенностью ситуации и задачи у такого ребенка вызывают затруднения. В условиях повышенного напряжения и переутомления проявляются признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Память у деток с ЗПР можно охарактеризовать, как слабо избирательную, с мозаичностью запоминания материала и низкой мыслительной активностью при воспроизведении материала. Наглядно-образная память преобладает над вербальной.
В виду неточности восприятия, образное мышление у детей с ЗПР несколько нарушено, более сохранным является наглядно-действенное мышление. У такого ребенка абстрактно-логическое мышление без помощи взрослого практически невозможно. Дети с задержкой психического развития испытывают сложности с синтезом и анализом, обобщением и сравнением; не могут построить умозаключение, сформулировать выводы, упорядочить события.
Специфика речи у детей с ЗПР имеет отличия, выражающиеся в искажении артикуляции различных звуков, резком ограничении словарного запаса, нарушении слуховой дифференциации, сложностях произвольного контроля над грамматическим оформлением речи, речевой инактивности и затруднениях построения связного высказывания. Достаточно часто ЗПР встречается в сочетании с ЗРР, нарушениями письменной речи (дислексия, дисграфия) и полиморфной дислалией.
Личностная сфера у деток с ЗПР отличается легкой сменой настроения, эмоциональной лабильностью, безынициативностью, внушаемостью, безволием, а также незрелостью личности в целом. Встречаются также реакции аффективные, конфликтность, агрессивность, повышенная тревожность. Ребенок с задержкой психического развития, может быть, замкнут, иметь предпочтения к одиночным играм и не стремиться к контакту со сверстниками.
В игровой деятельности малышей с ЗПР часто наблюдается стереотипность, однообразие, бедность фантазии, отсутствие развернутого сюжета и несоблюдение правил игры. К особенностям моторики, в данном случае, можно отнести: недостаточную координацию, двигательную неловкость, а также тики и гиперкинезы.
Стоит отметить, что обратимость и компенсация нарушений при ЗПР возможны лишь в условиях специального воспитания и обучения.
Наш детский центр нейропсихологической коррекции предлагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития.