Динамика развития первичных рефлексов

Специалистам, работающим с детками, имеющими разные отклонения, а также некоторые задержки в развитии, следует понимать, что без созревшей полностью рефлекторной системы оптимальное двигательное, социальное и интеллектуальное развитие невозможно. Интеграция и созревание рефлексов имеют серьезную значимость в формировании мотивации, контроля, творческих навыков, абстрактного мышления и целенаправленного поведения, присутствие которых обуславливают, в свою очередь, академические успехи.

В своем развитии и созревании рефлексы человека проходят 7 фаз, начинаются которые уже в материнской утробе и раннем младенчестве. От первой до третьей фазы проходит формирование сенсорно-моторного паттерна рефлекса, собственно, его рефлекторной дуги, где между физиологической реакцией и определенным стимулом создается специфическая связь.

Во время указанных фаз на базовый паттерн рефлекса возлагается миссия поддержания роста и миелинизации нейронных связей в стволе мозга, что обеспечивает позитивную и адекватную защиту. Переходная четвертая фаза отвечает за формирование основ для дальнейшего рефлекторного развития. Разнообразные вариации, возникающие на пятой, шестой и седьмой фазах, характеризуются хорошо развитыми нейронными связями и ориентируют всю систему на дальнейшее развитие. К примеру, ползание на животе, как реакция автоматическая, превращается в ползание целенаправленное – до любимой игрушки.

Задержки в рефлекторном созревании либо исключение любой из фаз его созревания оказывает влияние на становление навыков в будущем. Развитие может быть остановлено, так как не были сформированы требуемые в этом случае многочисленные нервные связи. При этом у малыша развивается компенсация или же дисфункция, надежно работающая в стрессовых ситуациях либо при неожиданных переходных ситуациях. Каждому рефлексу необходимо пройти все 7 фаз, начиная от возникновения через созревание к интеграции. Стоит отметить, что видение рефлексов совершенно противоречит традиционной концепции подавления (ингибирования) рефлексов.

К примеру, когда у ученика была пропущена одна из последних фаз в развитии хватательных рефлексов, скорее всего, ребенок сможет научиться писать грамотно, однако уставать он будет довольно быстро, так как не сможет держать ручку правильно. Для такого ребенка всегда будет стрессом необходимость письма, при любой возможности он будет пытаться избежать данного упражнения. Не интегрированный или незрелый рефлекс опоры проявляться может в неверном осознавании фактических границ (например, длины собственных рук), или же в недостаточном уважении личного пространства (и собственного, и чужого).

Давайте рассмотрим еще некоторые примеры того, как связаны наше здоровье и рефлексы:

  • рефлексы сухожильные и тонический лабиринтный рефлекс оказывают влияние на способность к самооздоровлению и процессы саморегуляции;
  • регулирование настроения, удержание позы и контроль мочеиспускания обеспечивает рефлекс Галанта;
  • рефлексы Переса и Галанта связаны с грубой моторикой и детоксикацией мозга;
  • шейно-тонический ассиметричный рефлекс ответственен за слух, проприоцепцию, зрительно-моторную координацию, память и аудио-визуальная интеграцию;
  • шейно-тонический симметричный рефлекс обеспечивает возможность контроля над позой тела в пространстве, а также влияет на формировку визуальной аккомодации, бинокулярного зрения и бинаурального слуха;
  • рефлекс опоры отвечает за социальные навыки и чувство собственного пространства;
  • рефлекс последовательного закрытия и открытия пальцев ладони – дифференциация, способность к счету и прочим математическим наукам;
  • рефлекс хватательные и рефлекс подтягивания дают возможность развиваться навыкам ручной деятельности, к примеру, рисование и письмо.

Без полностью созревшей системы рефлексов невозможно оптимальное двигательное, интеллектуальное и социальное развитие. Важно вовремя обратить на это внимание, обращаясь регулярно за консультацией детского невролога.

На занятиях в нашем детском нейропсихологическом центре мы большое внимание уделяем развитию первичных рефлексов у детей и помогаем справиться с возникшими проблемами. Гармоничное развитие всех систем – залог успешности вашего ребенка!