Особенности сенсорного недоразвития у детей с задержкой психического развития

Особенности сенсорного недоразвития при ЗПРУ детей с ЗПР можно отметить следующие особенности сенсорного недоразвития:

— малышу сложно выполнять задачу «на глаз», определять предметы, который ближе к заданному по размеру;

— ребенок затрудняется применять прием сравнения посредством наложения;

— этап обдумывания - отсутствует;

— возникают сложности в переходе от только что сделанного вывода к другому, аналогичному;

— малыш не способен размещать предметы удобным для себя методом, устанавливать в определенном порядке;

— такой ребенок неправильно либо вовсе не способен различать оттенки цветов;

— подобные дети затрудняются давать предметам пространственные характеристики.

Все перечисленное выше говорит о том, что дети с ЗПР достаточно часто не способны целостно воспринимать объекты, при выделении лишь отдельных признаков. Данные малыши могут не узнать даже знакомые предметы, если те плохо освещены или изображены в непривычном ракурсе. Сам процесс восприятия тех или иных предметов у них занимает больше времени, нежели у детей, развивающихся нормально, готовящихся к обучению в школе. Серьезные сложности такие дети испытывают и с пространственной ориентацией, по этой причине задания, которые связаны с направлениями движения («слева-справа» и т.п.), как правило, выполняют неверно или не понимают. У подобных деток отмечается недоразвитие мелкой моторики, недостаточная координация пальцев и кистей рук.

Дети с ЗПР, при выполнении учебных заданий, зачастую ожидают дополнительного помощи, а также дальнейших разъяснений от взрослого, они не уверены ни в своих знаниях, ни в себе.

Также снижен речевой контроль над действиями, так как у деток с ЗПР часто нарушены все речевые компоненты. Негрубые недоразвития в речи проявляются в скудности словаря, сложностях в усвоении логико-грамматических конструкций. У большей части подобных детей наблюдается недостаточность в фонетико-фонематическом восприятии, а также снижение слухоречевой памяти. Также отмечается и общая вялость аппарата артикуляции по вине сниженного тонуса артикуляционных мышц, а это ведет к нарушению звукопроизношения.