Нейропсихологический подход готовности к школе

Для многих готовность это умение считать, читать и писать. Эти умения важны и с позиции нейропсихологов, однако главными не являются, более того, они не являются фактором готовности ребенка стать учеником.

В школьной зрелости принято выделять три аспекта: эмоциональный, социальный и интеллектуальный.

  • Готовность эмоциональная означит, что малыш уже научился справляться со своими эмоциями, а также приобрел важный навык - получать удовольствие от учебной деятельности и познания чего-то нового.
  • Готовность социальная является потребностью ребенка в общении, умение понимать и выполнять роль ученика, а также умение слушать учителя, следовать правилам, установленным в коллективе.
  • Готовность интеллектуальную связывают с развитием процессов мыслительных, влияющих на способность классифицировать и сравнивать объекты, определять их существенные признаки, общаться и делать выводы.

Мы перечислили основную тройку составляющих школьной зрелости. Ребенку необходимо иметь их в своем вооружении перед походом в первый класс. Иначе – возможны проблемы.

К детским психологам и нейропсихологам частенько обращаются родители, уже столкнувшиеся со сложностями первого класса. Среди которых могут быть и жалобы учителей, и других деток на ребенка, и родителей этих детей, гласящие о том, что ребенок совершенно не готов к учебному процессу: «не желает учиться, отвлекается сам и мешает другим, нарушает нормы поведения в классе» и многое другое.
Частые школьные конфликты, в свою очередь, приводят к разногласиям в отношениях между членами семьи, ребенком и родителями, а также бабушками и дедушками. Важно понимать, что все это является дополнительным стрессом для ребенка, и, словно порочный круг, все это негативно сказывается на обучении, отношениях со сверстниками, учителями и поведении.

Можно старательно «воспитывать» ребенка, усердно заниматься с ним письмом и чтением, однако при этом мало что существенно изменится.
С точки зрения нейропсихологов готовность к школе не отражается в усаживании малыша за парту и обучении письму и чтению.Это скорее комплекс нейропсихологических  методик и приемов, которые активизируют мозговую деятельность. Каждая мозговая структура созревает в свое определенное время и требует для этого определенных условий. Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, задержка же в созревании даже некоторых из них способна вызвать вышеописанные проблемы.
Задача нейропсихолога - определить, какие именно отделы нашего мозга работают не совсем так, как необходимо.

В нашем нейропсихологическом  центре  специалисты проведут подробное обследование вашего ребенка, результатом которого станет понимание того, какие именно структуры мозгаоптимально функционируют, а каким необходимо особое внимание. Когда установлены проблемные зоны, можно прицельно подбирать индивидуальную коррекционную программу и развивающие упражнения.

Из чего состоит комплекс нейропсихологической  подготовки к школе:

  • Нейропсихологическое  обследование ребенка, а именно, определение его нейропсихологического  статуса, определение уровня развития интеллектуальной, а также эмоционально-личностной сфер и выявление нормально развивающихся мозговых структур,и определение структур, которые запаздывают в развитии.
  • По результатам подобного обследования разрабатывается программа коррекции и развития.
  • С учетом результатов нейропсихологической  диагностики, подбираются коррекционно-развивающие программы для подготовки к школе различного уровня сложности. Следует отметить, что все они в себя включают:  нейропсихологическую  коррекцию, в том числе и методикой «замещающего онтогенеза», развитие произвольной саморегуляции и когнитивного блока.

Важно понимать, что нейропсихологическая  подготовка к школе – не блажь, и, к сожалению, в последние годы, она является суровой необходимостью для закладки фундамента здоровой и успешной школьной жизни.

Это серьезная программа по сенсомоторной, двигательной и прочих видов коррекции, требующая регулярных занятий и времени.

Хотелось бы сказать что эмоциональная, интеллектуальная и социальная готовность малыша к школе должна формироваться к семи-восьми годам. Не стоит торопиться устраивать в школу ребенка в более раннем возрасте.

Если у вашего ребенка выявлена задержка психического или речевого развития, имеются жалобы воспитателей на плохое поведение, вы заметили, что малыш слишком торопливый либо наоборот неловкий и медлительный, у него СДВГ (синдром дефицита внимания или гиперактивность) - специалисты настоятельно рекомендуют пройти необходимое обследование и начать занятия своевременно.

Тэги: Подготовка