Развитие межполушарного взаимодействия

Уже с раннего возраста начинается формирование и развитие функциональной асимметрии полушарий, происходит это под влиянием социокультурных и биологических факторов. Стоит отметить, что врожденные предпосылки того либо другого варианта асимметрии, при этом, являются лишь предпосылками. Формируется асимметрия, в большей степени, благодаря процессу индивидуального развития и под влиянием социальных контактов.

Выражается функциональная асимметрия полушарий в различии распределения между левым и правым полушарием нервно-психических функций. Функциональная асимметрия полушарий - одна из причин появления определенной психической структуры. С асимметрией связаны напрямую такие психологические противопоставления, как абстрактно-логическое и конкретно-образное мышление, ригидность и гибкость и т. п. Различная степень выраженности данных психических свойств, в значительной мере представлена уже у ребенка 6-ти лет, в это время формируется склонность к преимущественной опоре на «равнополушарный»,  «левополушарный» или «правополушарный» типы мышления.

Тип «правополушарный»

Правое полушарие головного мозга работает с образами реальных предметов, отвечает за восприятие пространственных отношений и ориентацию в пространстве. Оно обеспечивает синтетическую мозговую деятельность: образно-наглядное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением определенной ситуации, а также изменений в ней, которые требуется получить.

Информация, поступающая в правое полушарие, обрабатывается быстрее. При доминировании правого полушария, отмечается наличие практического, невербального интеллекта, способности к восприятию цвета и форм, талант к рисованию, артистичность, спортивные успехи.

Необходимые условия для учебной успешной деятельности: возможность экспериментировать, творческие задания, привязанные к контексту, работа в группе, речевой ритм, социальная значимость деятельности, вопросы открытого типа, синтез нового материала.

Тип «левополушарный»

Левое полушарие мозга оперирует условными знаками, словами, символами; оно отвечает за письмо, счет; обеспечивает способность человека к анализу, абстрактному, концептуальному и двумерному мышлению. Информация, поступающая в левое полушарие, обрабатывается медленно, последовательно, линейно. Доминирование левого полушария действует на склонность к обобщению и абстрагированию, словесно-логическому виду познавательных процессов, теоретическому, вербальному интеллекту.

Для успеха в учебной деятельности требуется соблюдение нижеперечисленных условий: линейный абстрактный стиль подачи информации, тишина на уроке, неоднократное повторение материала, анализ деталей, возможность работать самостоятельно, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для таких деток характерна большая потребность в деятельности умственного характера.

Тип «равнополушарный»

Ярко выраженное  доминирование того или иного полушария – отсутствует.

Это предоставляет их синхронную деятельность при выборе стратегии мышления.

Как правило, школьные обучающие методики, в основном, ориентированы на развитие полушария левого и, к сожалению, не учитывают присутствие разных типов развития полушарной функциональной асимметрии, а также разницу между девочками и  мальчиками в скорости развития левого полушария. По этой причине в более выгодных условиях оказываются девочки левополушарные и равнополушарные, а самая удручающая ситуация у мальчиков правополушарных. 

В наши дни возросло число деток со сниженной левополушарной активностью. У таких ребятишек замечена неспособность усвоения нового материала, отсутствие навыков адекватно писать и читать, перестановка слов, явлений, признаков, знаков. Иногда подобные дети «слепы» к целым фразам. Состояние, описанное выше, имеет название «дислексия», в переводе с греческого - «отрицание слова».

Дислексия ведет за собой неудовлетворительную способность к вербализации пространственных представлений, проявляется незрелость навыков изобразительно-графических, слабость логически-вербального мышления. А, вот, задания, особенно сложные для деток с правополушарным поражением (ориентировка в схематическом изображении пространственных отношений, конструктивные, стереогнозис), большинством детей, страдающих от дислексии, выполняются на уровне их здоровых сверстников. Недостаточность развития левого полушария на функциональном и на морфологическом уровне обусловлена может быть гиперфункцией полушария правого, которое подавляет функциональную активность и созревание полушария левого.

Таким образом, сложности в овладении навыками чтения у деток связаны с нарушением межполушарного оптимального взаимодействия. У старших дошколят и у первоклашек в начале учебного года заметно функциональное превосходство полушария правого над левым. В конце первого учебного года ведущим становится левое полушарие. В таком случае усвоение навыков чтения происходит уже без осложнений. У ребятишек, которые начинают занятия в школе с доминирующим по уровню активности левым полушарием, проявляется дислексия. При этом резко замедлен темп чтения, но ошибок допускается немного. То же самое происходит с учащимися, которые начали обучение с активным правым полушарием, но смены в полушарной активности к концу года не произошло (Р-тип дислексии). В таком случае темп чтения довольно высок, но много ошибок.

В течение года, в норме, должна происходить смена ведущего полушария по активности – с правого на левое. Потребность в подобной перемене межполушарного баланса объясняется тем, что начальные этапы освоения грамоты и графической символики наибольшая функциональная нагрузка выпадает системам мозга, ответственным за перцептивную обработку пространственно-зрительной информации (усвоение графем).

Результатом попыток оказать дисциплинарное либо психологическое воздействие на ученика с дислексией становятся негативные последствия. Неблагоприятно сказываются и попытки форсировать темпы овладения навыком чтения: практически в каждом случае, это усложняет нарушения чтения. Дислексии нередко сопутствует и дисграфия.

У подавляющего большинства детей можно было бы предотвратить дислексию, подобрав для них оптимальный метод (зрительный либо аналитико-синтетический), а также темп обучения.

Для обеспечения гармонизации мыслительной деятельности малыша нужен дифференцированный подбор корректирующих методик с учетом типа асимметрии полушарий. Для развития связей между полушарий, а также для развития левого и правого полушарий можно применять комплексы кинезиологических упражнений.

Печать