Логопедические проблемы, которые нельзя запускать

Логопедические проблемы, которые нельзя запускатьПервое слово, первая фраза, а далее и первое связное высказывание малыша — особенно важные этапы при его взрослении. Дело в том, что освоение речи является одним из основных подтверждений полноценного психического развития ребенка. Однако не всегда данный процесс проходит гладко. 

Задержка речевого развития

Данный термин подразумевает более медленное или позднее, в сравнении с возрастными нормами, овладение ребенком устной речью. Данная проблема особенно распространена среди детишек раннего возраста. Задержку речевого развития необходимо выявить, как можно раньше, и отличить от схожих состояний, причиной которых стали проблемы высших психических функций либо анализаторных систем. Проблема отсутствие речи может стать следствием не выявленных нарушений слуха, эмоционально-коммуникативной сферы или интеллекта.

И не следует полагать, что можно спокойно дожидаться трехлетнего возраста, а потом сама собой речь появится. Конечно, подобные случаи встречаются, но чаще происходит совсем иное: родители безвозвратно теряют драгоценное время, когда детская нервная система была особенно восприимчива, а также способна к компенсации. В таких случаях особенно огорчают горе-специалисты, не способные оказать малышу раннюю помощь, включая стимуляцию речи. Вместо требуемой помощи они успокаивают родителей ребенка и убеждают их подождать.

Словарь ребенка к трем годам составляет примерно тысячу слов, а в речи его уже присутствуют развернутые фразы. Когда уже в дошкольном возрасте малыш существенно отстает от привычных показателей, продолжая оперировать только отдельными словами, это сигнализирует не о задержке речевого развития, а о прочих нарушениях речи или других функций.

Непонимание обращенной к ребенку речи

Указанная проблема гораздо значительнее, нежели отсутствие у малыша собственной речи. В раннем периоде, в момент интенсивного усвоения и развития речи, а также родного языка, понимание речи имеет ситуативный характер. Это означает, что связано оно с конкретной деятельностью, осуществляемой в этот момент времени. Данное понимание и выполнение несложных действий, которые связаны со знакомыми малышу предметами («Возьми колечко», «Кати мячик», «Открой коробочку»), разученных действий и жестов («До свидания», «Ладушки», «Воздушный поцелуй» и прочее).

Допустимо, если малыш в раннем возрасте не понимает абстрактную речь, оторванную от наглядной ситуации. Однако когда он в принципе не реагирует на речь взрослых – следует встревожиться. Ну, а если речь идет о ребенке дошкольнике – тем более!

Необходимо подключать специалистов для выявления причины данной проблемы. Они могут укрываться в проблемах со слухом ребенка, а также с зонами коры головного мозга, отвечающими за речевое восприятие. Также проблема может быть связана с недоразвитием интеллектуальной, познавательной сферы ребенка.

Отсутствие связной речи

Связной речью называют законченное, развернутое, грамматически и композиционно оформленное, эмоциональное и смысловое высказывание. Когда дошкольники используют только отдельные простые фразы, это не соответствует уровню развития речи, который должен быть в данном возрасте. У подобных малышей недостаточный словарный запас, эти дети испытывают сложности в изучении грамматических норм языка, им трудно общаться друг с другом и со взрослыми.

Отдельно можно выделить проблему, когда родители думают, что речь присутствует, когда на самом деле все не так — это эхолалия, то есть повторение речи собеседника вместо формулирования собственных высказываний. К примеру, на заданный вопрос «Какого цвета шарик?» ребенок отраженно отвечает: «Какого цвета шарик?». А когда вопрос задается альтернативный, когда предполагается выбор из нескольких вариантов, малыш может повторять последнюю часть: «Шарик маленький или большой?» — «Большой». Если это происходит в раннем возрасте, то с некоторыми оговорками, можно это считать еще допустимым: ребенок только  учится говорить и, повторяя за ним, подражает взрослому. Ну, а в дошкольном возрасте подобная ситуация является сигналом о некоторых нарушениях в развитии, так как ребенок не участвует в диалоге и не выражает собственные мысли.

Нарушение произношения

Дети могут неразборчиво произносить определенные звуки, искажать их, пропускать их или заменять более легкими. Насколько эта проблема серьезна для разных возрастов? Имеются тревожные родители, которые хотят, чтобы малыш сразу все звуки произносил четко. Если же этого не происходит, они спешат с ребенком к логопеду. Не следует так строго относиться к малышу раннего возраста: дело в том, что его артикуляционный аппарат только формируется, и процесс этот завершится лишь в дошкольном возрасте.

Однако плохое качество и  разборчивость речи могут быть последствием речедвигательных нарушений. Специалисту данная проблема видна уже с первых месяцев и лет жизни, с этим не только возможно, но и очень нужно начинать логопедическую работу как можно раньше. В данном случае лучшими методиками работы станут массаж артикуляционной мускулатуры, артикуляционная пассивная гимнастика (от гимнастики активной ее отличает то, что ребенок не сам выполняет те или иные движения, за него это делает взрослый своими руками).

Что еще может и должно насторожить внимательных родителей? Общая речевая смазанность, так называемая каша во рту, в таком случае даже близким не понять, что произносит ребенок, а также проблемы с речевым дыханием, голосом, интонацией, ритмом и темпом речи. Когда у малыша имеются проблемы с пережевыванием твердой пищи — это также может быть определенным симптомом. Серьезно стоит отнестись также к обильному слюнотечению: когда у малыша все зубки уже прорезались, оно сигнализирует о неврологической симптоматике.

Распад речи

Подобная проблема может встретиться не так часто, как вышеуказанные, но нельзя не упомянуть о ней. Это полная или частичная утрата речевых функций: ребенок прекращает говорить либо начинает говорить хуже, нежели раньше — это может относиться и к содержания высказываний, и к его звуковому оформлению. Такие симптомы могут говорить о серьезных нарушениях нервной системы: опухоли, нарушения мозгового кровообращения, воспалительные заболевания мозга, быть последствием судорог, травмы или энцефалита.

Очень важно не перепутать данное состояние с мутизмом — отказ от речи при целостности речевого аппарата. Он может быть вызван патологическими процессами в районе головного мозга или нервной системы; стать следствием психологической травмы или сильного стресса; может проявиться при смене обстановки либо при общении с некоторыми людьми. Знайте, это не каприз ребенка, а настоящая проблема, решить которую поможет только специалист.

В нашем детском нейропсихологическом центре  вы можете получить в Ростове-на-Дону помощь таких специалистов, как детский логопед, дефектолог, психолог, нейропсихолог. Запись по телефону: 

8 (918) 511-10-97