Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Статья основана на материалах Гиппенрейтер Юлии Борисовны "Самая важная книга для родителей".

Давайте поговорим о "Кувшине" наших эмоций.
И начнем, конечно, с эмоций самых неприятных – агрессии, злобы, гнева. Данные чувства смело можно назвать разрушительными, так как они разрушительно влияют на самого человека (его здоровье и психику), и на взаимоотношения человека с другими людьми. Эти чувства – постоянные причины всех конфликтов, часто материальных разрушений, а иногда даже войн.

Снова изобразим «сосуд» наших эмоций. На этот раз в форме кувшина. Злобу, агрессию и гнев поместим в его самой верхней части. Тут же упомянем, как перечисленные эмоции внешне отражаются в поведении человека. К сожалению, это знакомые всем нам оскорбления, драки и ссоры, действия «назло», наказания и т. д.

Зададимся вопросом - отчего появляется гнев? Психологи на этот вопрос дают несколько неожиданный ответ: гнев является вторичным  чувством, и рождается он из переживаний совершенно другого рода, таких как обида, страх, боль.

Обратимся к нескольким примерам из жизни. Дочка очень поздно возвращается домой, и мама встречает ее с гневным выговором. Что же стоит за данным гневом? Безусловно, пережитые  беспокойство и страх за дочь.

Ребенок злится на доктора, который поставил ему укол. Здесь легко заметить, как гнев возникает из-за физической боли. Случается и так, что мы сами учим детей сердиться, если они больно ударяются, к примеру, предлагаем наказать «этот противный стул».

Вот еще один пример: старший брат все время нападает на младшего брата, потому что ему кажется, что родители «его больше любят». Такая агрессия является результатом невысказанной обиды и боли.

Дочь не хочет… (ложиться спать, мыть посуду, делать уроки…) – и вы злитесь. Из-за чего? Скорее всего, из-за досады, что ваши, приложенные в воспитательных целях, усилия оказались безрезультатными.

Давайте поместим переживания страха, обиды, боли, досады прямо под чувствами агрессии и гнева, как причины данных разрушительных эмоций (это будет второй слой «кувшина»).

Отметим, что все чувства из второго слоя можно отнести к страдательным: в каждом присутствует большая либо меньшая доля страданий. По этой причине высказать их нелегко, обычно их умалчивают и скрывают. Зачем? Чаще всего, из-за боязни показаться слабым, унизиться. В некоторых случаях человек и сам не очень их осознает. («Я просто зол, но не знаю почему!»)

Нас часто с детства учат скрывать чувства боли и обиды. Наверняка, вы не раз слышали, как отец учит мальчика: «Прекрати реветь, лучше дай сдачи!»

Кстати, этот, казалось бы, «безобидный» совет – как раз начало того пути, по которому, если пойти без оглядки, можно придти к принципу «око за око»!

Откуда  появляются «страдательные» чувства? Психологи дали довольно определенный ответ: причина появления обиды, страха и боли – неудовлетворение потребностей.

Таким образом, мы возвращаемся к теме потребностей человека, включая потребности ребенка.

Независимо от возраста, каждый человек нуждается в сне, пище, тепле, а также физической безопасности и т.д. Перечисленное относится к так называемым органическим потребностям. Все они очевидны, и о них много говорить мы не будем.

Сосредоточимся на тех потребностях, которые связаны с общением, а в более широком смысле – с человеческой жизнью среди людей.

Вот приблизительный (но далеко не полный) перечень подобных потребностей:

Человеку необходимо: чтобы его понимали,  любили, признавали и уважали;

чтобы он был кому-то близок и нужен;

 чтобы у человека был успех – в учебе, делах, на работе;

 чтобы человек мог реализовать себя, самосовершенствоваться, развивать свои способности и уважать себя.

Если в стране отсутствует экономический кризис и война, то органические потребности удовлетворяются более или менее. А вот, только что перечисленные, потребности всегда пребывают в зоне риска!

Несмотря на тысячелетия культурного развития, человеческое общество  так и не научилось гарантировать благополучие психологическое (что уж говорить о счастье!) своему каждому члену. Задача эта из сверхсложных. Ведь счастье человека зависит и от психологического климата среды, в которой он вырос, живет и работает. А также – от эмоционального багажа, который накоплен в детстве. А эти багаж и климат зависят от методов общения, и, конечно же, прежде всего – общения родителей с ребенком.

Как это ни печально, но у нас еще нет  обязательных школ общения. Они только начинают появляться, да и то – на добровольном начале.

Подытожим, любая потребность из этого списка может быть неудовлетворенной, и это, как мы уже поняли, приводит к страданию, а вероятно, и к эмоциям разрушительного характера.