Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Детские проступки везде и всегда были наказуемы: дети должны были стоять коленями на горохе, были закрываемы в темной комнате или биты ремнем. В настоящее время они лишаются компьютера, планшета и т.п.. Однако вот в чем вопрос: дают ли подобные меры наказания желаемый результат, не ухудшаются ли при этом отношения между применяющим наказание и наказываемыми?

Уже немало тысячелетий практикуется наказание как средство воспитания и для  детей, и для взрослых тоже. За все это время изобретено человечеством немало различных видов наказания: все исторические европейские музеи изобилуют всевозможными чудовищными приспособлениями для изобретательного перевоспитывания провинившихся индивидуумов. Со временем наказания несколько либерализировались - исчезли рвы с ожидающими жертву львами, отменено отрубание рук, вместо этого применялись сибирские ссылки и аресты с тюремными заключениями. В детских наказаниях также произошли значительные перемены: стояние на горохе, порки и подзатыльники заменены на недельные повинности домашнего мытья полов, на лишение пользования компьютером или планшетом, на отлучение от обеденных сладостей.

Наказания изобилуют разнообразием, однако, несмотря на использованные средства и затраченные усилия, результат нулевой... Количество войн не уменьшилось; в странах с самым большим количеством тюрем (США и Россия) - самый высокий уровень преступности. Взрослыми законы продолжают нарушаться, потому что происходит привыкание к наказанию или же они его перестают бояться. И едва ли во всем мире отыщется множество родителей, добившихся эффективных результатов наказанием своих детей, унижением их достоинства. По этому поводу часто приходится слышать сетования на то, что ребенок все также не выполняет родительских требований, чем бы его не наказывали, чего бы его не лишали.

Все это свидетельствует о том, что наказания не несут выполнения воспитательной функции. Например, тюремными наказаниями нарушитель временно изолируется от общества, вред которому им был нанесен. Однако в таком случае всем правоохранителям, адвокатам и судьям прекрасно известно, что преступивший закон (в 9/10 -х случаев) обязательно вернется к прежнему образу жизни, отбыв наказание.

И все-таки есть еще родители, верящие в положительные результаты наказания, исправляющие и предостерегающие, уберегающие от чего-то, прививающие определенные навыки. Это совершенно безосновательно и безнадежно.

Часто у заинтересованных родителей возникает такой ехидный вопрос к психологам-гуманистам: "Как нам-то поступать, если он (она) совершенно не слушаются, грубят, гуляют до позднего времени, не выполняют школьных заданий, что предпринять, избегая наказаний?!"

Ответить на это также хочется вопросом: "А как же удается на работе улаживать различные взаимоотношения с коллегами без мордобоя и стрельбы?" В большинстве случаев устанавливается нормальное деловое и дружеское общение между сотрудниками, даже если иногда и стоит кому-либо набить морду, однако мы руководствуемся социальными правами и нормами, избегая резкой реакции.

Решение этой проблемы зиждется на той же основе неприемлемости и невозможности применять наказание: происходит включение совершенно других механизмов и способов, которые изыскиваются вашим мозгом и обязательно будут найдены!

Вместо активного отговаривания вас от необходимости наказания детей, можно привести, к примеру, возможность "наказания естественными последствиями". По отношению к подросткам это работает вполне результативно. Не сумел явиться вовремя на ужин - приготовь его сам себе. Не удержался от грубости кому-либо - принеси извинения и будь добр принять высказывания по этому поводу обиженного тобой человека. Если пообещал сделать какую-то работу в доме и не выполнил обещанного - найди способ возмещения нанесенного невыполненным обещанием ущерба. Однако главное - не перепутать и усвоить, что "наказанием естественными последствиями" не считается отлучение от компьютера на какое-то время за плохо написанную контрольную работу. То же самое с отказом купить телефон из-за увиденного курения сигареты во дворе. Наказание последствиями не дает сиюминутных результатов, об этом надо помнить. У подростков опыт не образуется так сразу, как хотелось бы родителям. Детство и юность обладают такой особенностью, с этим следует считаться. Довольно часто для извлечения полезного опыта подростку предстоит несколько раз"наступить на одни и те же грабли".

Давайте попробуем разобраться, что мы получаем в результате воспитания наказанием, надеясь на положительный результат.

А. Человек, наказывающий своей властью, вносит вред и опасность в любые отношения, особенно с собственными детьми. Подобная позиция обладает разрушающим и развращающим воздействием по отношению к любому человеку. Всегда есть риск потери контроля над собственными эмоциями, потери способности отличать чувство справедливости от собственных враждебных импульсов, имея безраздельную власть над другим человеком, над его жизнью. Ведь детские сады, детские дома, приюты для стариков не содержат обслуживающий персонал, состоящий сплошь из садистов. Однако весьма нередко ситуация полновластия над зависимыми и беспомощными детьми и стариками провоцирует проявление черствости и жестокости у вполне обычных людей. И все родители, конечно же, не застрахованы от безнаказанности использования собственной власти, упивания ею.

Б. Основным, самым главным умением, выработанным до отточенности взрослым, подростком или ребенком, воспитываемым или исправляемым наказанием, является удивительная ловкость сокрытия своих намерений, изощренная хитрость и обман. Это вполне объяснимо, ведь каждому человеку присуще стремление уберечься от неприятностей, обид и разных болезненных процедур. Неужели нам хочется пристрастить ребенка или подростка ко лжи, прекратить доверять ему и, тем самым, его доверия тоже лишиться? Вот наказание-то и послужит хорошим инструментом получения такого результата. Чувствительность же к наказанию вообще снижается с увеличением возраста.

В. Совершенно мизерное количество детей безропотно принимают наказания, от кого бы они не исходили. Такая покорность ни к чему хорошему не приведет, ведь человек заранее уже приготовился к действиям, нарушающим полноценность его психологического или даже физического состояния. Насилие таким человеком принимается за норму. Он бывает уязвим для любого "царя горы". Если родители, наказывая подростка, ждут его послушания, то чаще всего он становится подверженным дурному влиянию, легко поддается запугиванию, подчинению. Но не вызывает удивления и то, что у него вдруг обнаруживаются угнетательские и садистские черты по отношению к слабым. От родительского наказания у ребенка накапливаются гнев и злость, требующие выхода. А выбор для этого весьма невелик: терпеть, болеть и страдать самому или же мучить других и мстить им. Не имеющая же выхода агрессия переходит в аутоагрессию, что не менее неприемлемо.

Г. Наказание оказывает на подростка развращающее действие, поскольку снимает с него ответственность. Он полагает, что всегда есть кто-то свыше, знающий, каким образом с ним поступить, если им будет сделано что-то непозволительное, если им нарушатся какие-то определенные правила. Поэтому и все заботы о последствиях и контроле перекладываются на эту высшую силу. А в случае отсутствия данной силы поблизости можно и развернуться во всю мощь непослушания, поскольку наказания ждать не от кого. Так вот, если в ваших планах главенствует взращивание манипулятора совершенно безответственного, значит и наказание для него надо применять абсолютно за все действия и с возможно большей частотой и строгостью.

Д. Обычно привыкание является следствием наказания, его исходом. А чтобы от наказания был какой-то результат, у ребенка или уже подростка должна появиться боязнь наказания. Однако привычными способами не достичь желаемого эффекта, они уже не вызывают страха, поэтому родители будут вынуждены изыскивать новые способы наказания или же прибегнуть к увеличению доз наказания и его частоты. Трудно даже вообразить - до каких пределов может дойти такой вот добросовестный родитель в своем воспитательном рвении!