Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Детский нейропсихолог
нейропсихологическая диагностика,
коррекционная диагностика
Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедическая техника,
нормализующая произносительную
сторону речи
Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

Коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Занятия с детским и семейным
психологом помогут решить
проблемы, которые вас тревожат
Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция

Совершенствование функций мозжечка,
и структур мозга, отвечающих
за формирование речи и поведения

Этап первый – первичный контакт

Набираемся терпения, ведь период адаптации в работе с ребенком, как правило, может растянуться на несколько месяцев. По этой причине приступать к формированию взаимодействия педагога и ребенка можно уже на втором – третьем занятии, после того как установлен контакт с ребенком.  Установленный контакт формально предполагает, что малыш ощущает ситуацию неопасной и готов быть с педагогом  в одном помещении.  За указанный период определяют, какие средства способны привлечь внимание малыша (сенсорные – пищевые, трещотки, тактильные – щекотка, вестибулярные – раскачивание на качелях). Выбирают те, что способны в дальнейшем стать поощрением на занятиях.

Этап второй – первичные учебные навыки

Если у малыша присутствует выраженная негативная реакция на занятия за столом, для начала лучше раскладывать подготовленный материал (бусы, мозаика, картинки, пазлы и т.д.) там, где ему будет комфортнее, к примеру, на полу. Игрушку или картинку, на которую обратил внимание ребенок, необходимо переложить на стол и словно забыть о ней. Скорее всего, малыш начнет невзначай подходить к столу, чтобы взять в руки уже знакомые материалы. Страх постепенно исчезнет, тогда можно будет проводить занятия уже за столом.

Организация рабочего места и занятий

Грамотно организованное рабочее место будет вырабатывать у малыша требуемые учебные стереотипы. Приготовленный для работы материал укладываем слева от ребенка, а выполненные задания справа. При этом перекладывать дидактический материал на правую сторону или убирать его малыш должен самостоятельно либо с незначительной помощью.  Сначала малышу предлагается только смотреть, как педагог выполняет задание. От ребенка мы требуем только разложить дидактический материал, по окончании каждого этапа работы, по пакетам или коробочкам. После выполнения данного действия ребенка следует поощрить выбранным способом. Таким образом, мы удерживаем ребенка в границах структурированной деятельности и он отойдет от стола с положительным ощущением завершенности процесса.  

Этап третий – работаем над жестами «да», «нет» и указательным жестом

Спонтанное использование жестов «да» и «нет», а также указательного жеста детками, которые страдают от тяжелых форм аутизма, возникнуть может к семи-восьми годам, однако может и не проявиться вовсе, что серьезно усложняет общение с такими детьми. Специальные тренинги позволят сформировать данные жесты и ввести их в повседневное общение малыша с близкими людьми.

Педагог регулярно задает на занятиях вопросы:

«Та разложил карточки?», «Ты убрал карточки?», побуждая ребенка утвердительно кивнуть головой. Если малыш самостоятельно этого не делает, необходимо слегка нажать на затылочную часть головы ладонью. Как только жест будет получаться, даже если при помощи педагога, вводим жест «нет». Для начала используем вышеуказанные вопросы, задавая их до завершения задания. Далее жесты «Да» и «Нет» применяются в качестве ответов на разнообразные вопросы.

Попутно прорабатывается и указательный жест. Добавляем к словесным инструкциям «Положи», «Возьми» - «Покажи». Фиксируем кисть малыша в положении жеста и учим четко устанавливать палец на необходимом предмете либо картинке.

Не смотря на механическую составляющую применения жестов, необходимо поощрять их использование ребенком, ведь этот небольшой набор невербальной коммуникации дает родителям возможность выяснять желания малыша, устраняя многие из конфликтных ситуаций.

При работе с деревянными рамками, пазлами и прочими заданиями, развивающими конструктивный праксис, применяется речевая инструкция: «Двигай». Слово «Двигай» повторяем до тех пор, пока деталька мозаики не встанет четко на место. В данный момент необходимо провести рукой малыша по собранному полю, определяя отсутствие выпуклостей и зазоров, повторяя при этом: «Получилось гладко». Гладкость и ровность собранного результата служит критерием верной сборки, после этого малыш поощряется.

Этап четвертый – обучение чтению

Целесообразно вести обучение чтению по трем направлениям:

- побуквенное(аналитико-синтетическое) чтение;

- послоговое чтение;

- глобальное чтение.

Занятие должно строится на чередовании всех 3-х направлений, ведь каждый из перечисленных видов чтения способен задействовать разные языковые механизмы малыша. Применяя  приемы чтения аналитико-синтетического чтения, предоставляем ребенку возможность акцентироваться именно на звуковой части речи, что ведет к включению звукоподражательного механизма.  Чтение послоговое помогает в работе над протяженностью и сложностью произношения. Чтение глобальное отталкивается от хорошей зрительной памяти аутичного ребенка и в большей степени понятно ему, так как графический облик слова связан с реальным объектом. Но если обучать малыша лишь приемам глобального чтения, очень быстро наступает момент, когда механической памяти сложно удерживать растущий объем слов. При нормальном речевом развитии вся аналитическая работа по вычленению фонемы в качестве составляющей единицы устной речи выполняется ребенком самостоятельно. Для выделения определенной буквы из слов и соотнесения ее с определенными звуками подобному ребенку также не потребуется значительной помощи от взрослого. А вот в патологических условиях становления речи ребенок самостоятельно не может произвести такой сложный анализ речевой единицы, по этой причине он не сможет без специального обучения перейти к истинному чтению от фотографического «угадывания».

Глобальное чтение

Обучение глобальному чтению дает возможность развивать мышление и импрессивную речь малыша до овладения произношением. Кроме этого, глобальное чтение помогает развивать зрительную память и внимание.

Сутью глобального чтения является то, что ребенок способен научиться узнавать целиком написанные слова, без вычленения отдельных букв. Для этого слова пишутся на картонных карточках печатными буквами. Использовать лучше белый картон и черный шрифт. Оптимальной высотой букв можно назвать 2-5 сантиметров.

Обучение глобальному чтению требует соблюдения последовательности. Слова, чтению которых нам нужно научить ребенка должны обозначать известные ему явления, действия и предметы.  Вводить в программу данный вид чтения можно после того, как ученик научится соотносить предмет и его изображение, подбирать картинки и парные предметы.

Чтение послоговое

Для составления достаточного числа слоговых таблиц, необходимо знание основных типов слогов:

- открытые: согласный + гласный (по, ра);

- закрытые: гласный + согласный (ар, оп).

Для таблицы можно взять одну согласную букву и применять ее в сочетании с разными гласными (ма, мо, му…), либо использовать одну гласную с различными согласными (ан, ар, ап…).

Чтение аналитико-синтетическое

Для начала будем формировать навыки звукобуквенного анализа начала слова. Становление данного навыка нуждается в большом объеме упражнений. По этой причине необходимо подготовить достаточное количество дидактического материала, чтобы занятия для ребенка не были однообразными.