Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Детский нейропсихолог
нейропсихологическая диагностика,
коррекционная диагностика
Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедическая техника,
нормализующая произносительную
сторону речи
Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

Коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Занятия с детским и семейным
психологом помогут решить
проблемы, которые вас тревожат
Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция

Совершенствование функций мозжечка,
и структур мозга, отвечающих
за формирование речи и поведения

Все мы знаем, как ребенка научить писать. Уже в подготовительной группе родители покупают прописи и малыш выполняет указанные задания. Если же проблемы с почерком еще остались в первом классе, то занятия с прописями продолжаются, также применяют тренажер для письма. Многие считают, что такой подход поможет появиться почерку, но, мы вас огорчим – почерк таким образом не появится.

Дело в том, что когда проблема кроется в одной из функций созревания, участвующей при формировании письменного навыка – ничего не выйдет, пока эта функция не сформируется. В лучшем случае просто закрепится навык дефективный (неправильный), на каком-то из этапов письма задачи несформированной функции возьмет на себя другая. Проблема еще и в том, что даже после того, как необходимая функция сформируется, сам по себе неправильный автоматизированный навык не поменяется.
Важно также понимать, что прописи не научат письму, они обучают срисовыванию и списыванию. Вы можете замучить ребенка прописями и даже вероятно получить подобие красивого почерка. Однако, как только малышу потребуется записать собственные мысли или услышанное (сочинения, диктанты и т.д.) этот красивый почерк «испарится», так как это далеко не навык письма.
Ну и еще один немаловажный факт – если бы от объема прописей зависела стройность и красота букв, то вероятно самый красивый почерк был бы у врачей. А у них он далек от совершенства после миллионов исписанных листов.
Для того, чтобы ребенок мог записать какую-либо фразу, ему необходимо:

  • Различать все звуки из произнесенной фразы;
  • Вспоминать образы каждой буквы;
  • Чтобы записать, повторять про себя всю строчку целиком;
  • Думать в процессе писания о смысле текста и правилах.

Развиваем функцию звукоразличения
Ответственный на данном этапе - фонематический слух. Чаще всего проблемы с фонематическим слухом встречаются у детей, имеющих логопедические проблемы. Поэтому необходимо уделять много внимания в дошкольном возрасте звукопроизношению.
Профессионалы советуют решать проблемы фонематического слуха еще до начала обучения навыкам чтения (это не всегда может быть обязательно) и навыкам письма (этот пункт желателен). В качестве игр для совершенствования фонематического слуха можно использовать задания, в которых малышу надо отыскать ошибку. К примеру, задания из пособия А.Бубновой «Развитие речи».

— У дедушки на груди педаль (медаль);

— К нам в окно залетел лук (жук);

— Из трубы идёт дом (дым);

— Мальчик в конце письма поставил бочку (точку);

— Дедушка с пасеки принёс лёд (мёд).

— Спит на заборе кит (кот);

— На асфальт упала лень (тень);

— В океане живёт кит (кот).

Имеется и другая игра: договоритесь с малышом, что ему нужно хлопать, когда он слышит какой-либо определенный звук («М», «П», «Р», «Д» и т.д.). Вы произносите слова и ребенок в нужный момент хлопает.
Играть в эти игры можно в любом месте и в любое время, если же они вызывают у малыша затруднения – необходима помощь логопеда.

Образ буквы
За данный и последующие этапы «несет ответственность» восприятие зрительное, для работы зрительного восприятия нужно созревание сразу нескольких из функций.

Узнавание и зрительно-пространственное восприятие
Данную способность у ребенка прекрасно помогают развить: игры на определение предметов по контуру, поиск изображений среди наложенных друг на друга, а также геометрическое лото. Для подготовки к процессу письма лучше работать с изображениями и образами букв.

Повесьте в доме доску для рисования маркером или мелом и договоритесь с малышом о шифре: например, написанная на доске буква «А», будет означать «Мама, я хочу пить», буква «Б» — «Завтрак готов, садись кушать». Можно выбирать 5-7 букв и раз в неделю шифр менять. Спустя время можно усложнить задание (кажется, папа смог разгадать наш шифр). Теперь пишите только половину буквы (по вертикали или горизонтали), пишите буквы пунктиром или пишите отдельный элемент определенной буквы.

Зрительная память

По какой-то причине в наших образовательных традициях главным методом развития памяти считается изучение стихов наизусть. Заучивать стихи и утверждать, что это задание «развивает память», все равно, что выполнять упражнение на левую ягодичную мышцу и громко называть это фитнесом. Дело в том, что разновидностей памяти значительно больше, чем тренируется стихами, в данном же случае нас интересует память зрительная.

С ребенком можно играть в «Мемори», а можно ежедневно просить малыша запомнить расположение бутылочек и банок в ванной  на полке, а на следующий день просить ответить на вопрос «что на полке изменилось». Это намного сложнее, но и важнее, нежели игра в «Мемори», так как долговременное запоминание играет большее значение, чем запоминание кратковременное.

Способность писать буквы

Координация зрительно-моторная
Я вижу ориентир, знаю пароль, но попасть туда не могу. Дело в том, что просто не созрела зрительно-моторная координация. Малыш целится в строчку ручкой, но не может попасть — ошибка случается на одном из этапов по передаче информации «глаза — мозг — рука».
Лучшую из игр для развития данной функции придумали сами дети — лопать мыльные пузыри. Задача, между прочим, не из простых. Амплитуда движения руки велика, пузырек все время перемещается, так что попробуй попади. Прекрасные игры — когда нужно попасть ракеткой по мячику. Необязательно именно играть, можно просто бить по воланчику либо шариком об стену. Это очень полезно, так как развивает еще и плечевой пояс, и саму руку.
Прекрасная игра «Съедобное-несъедобное» с мячиком. К тренировке непосредственно моторного навыка добавляется еще и необходимость думать, а также принимать решение (в школе малышу придется не просто писать, но и улавливать смысл фраз). Игра «Съедобное-несъедобное» практически повторяет сложный исследовательский принцип, который ученые называют «go/no go».

Усложняйте и меняйте свои игры. Меняйте съедобное и несъедобное, к примеру, на имена девочек (не ловим) и мальчиков (ловим), на названия городов и городов, на живое и неживое. Уменьшайте игровой мячик, пусть в итоге ребенок играет теннисным мячиком.

Подойдет для развития зрительно-моторной координации и еще один довольно неожиданный метод. Приобретите лазерную указку и носите ее с собой. Когда выдается минутка, возьмите указку и обводите с малышом вывески на зданиях либо кабинетах поликлиники. Для начала можно просто обводить вывеску по контуру, а уже позже — каждую из букв.

Навыки моторные

Слитное письмо не является физиологичный навыком. В рамках эволюции временной промежуток, в котором человек использует письмо, так ничтожно мал, что руки человека под него не успели подстроиться и по этой причине устают. Причем не только руки, но и весь плечевой пояс.
Для развития моторных навыков опять поможет бадминтон, а также игра на музыкальных инструментах, плавание, езда на велосипеде и акробатика.
Чтобы развивать навык и дома, договоритесь с малышом, что вечером в ванную вы ходите только «тачкой». Руки ребенка на полу, мама держит его за ноги и «везет тележку». Играйте так всего лишь одну минуту, но непременно ежедневно.
Можно также привязать к двери ванной веревочку, а к ее концу — палку. Ребенку, чтобы дойти до ванной, нужно накрутить всю веревочку на палку, словно на веретено. Это прекрасная тренировка лучезапястного сустава и также замечательное упражнение занимающее всего одну минуту в день.

Получается, ребенку совсем не нужно заниматься письмом?

Конечно же, писать. Но давайте поймем, что прописей должно быть ровно столько, сколько необходимо для школьной программы, и ни строчкой больше. А писать ему необходимо под диктовку и от своего имени.

  • Вы можете договориться с ребенком писать друг другу каждый вечер записки (достаточно одного предложения) и утром обмениваться ими.
  • Объявите, что заявки на завтра, обед и ужин теперь принимаются исключительно в письменном виде. Захотел сырники – напиши.
  • Попросите малыша помогать вам делать покупки. Диктуйте ему список того, что нужно купить, пусть записывает, а при покупке в магазине, вычеркивает все попавшее в корзину.


Увеличивайте объем письма лишь после того, как заметно улучшится его качество. Старания писать и писать, когда навык еще «не дозрел» приведут только к автоматизации переписывания и искаженным навыкам.

Ребенок может уже все уметь и знать, но для того, чтобы это показать, ему может не хватать произвольного внимания. Когда проблема возникает при записи длинных и сложных слов типа «шишки» — возможно не сформирована сукцессивная функция.