Детский нейропсихолог

нейропсихологическая и коррекционная диагностика:

диагностика психо-моторного и психо-речевого состояния,
занятия с нейропсихологом,
развитие эмоционально-волевой сферы
работаем с детьми в возрасте от 5 лет

        

 

 

Детский логопед

коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону,

запуск речи, коррекция произношения,

заикания, дислексии, дисграфии

        

 

 

 Психологическое консультирование

занятия с детским и семейным

психологом

помогут решить проблемы,

которые вас тревожат

        

Подготовка к школе

Подготовка к школе

Развиваем
психологическую и эмоционально-волевую
готовность к школе
Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
предупреждение трудностей с дисграфией
Преодолеваем дисграфию

Преодолеваем дисграфию

Преодоление дисграфии
нейрологопедический подход
индивидуальные занятия

Уважаемые родители, приглашаем детей

старшего дошкольного - младшего школьного возраста

принять участие в занятиях группы "Моторные сказки".

Подробнее...

Дорогие родители, приглашаем деток

старшего дошкольного и младшего школьного возраста

принять участие в занятиях "Умная физкультура".

Подробнее...

Статья основана, на опыте, которым обладают детские психологи, она поможет вам выработать правильную тактику при работе с такими детьми.

О внимании

Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок  может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.

Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – нарушение регуляции.

Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти).

При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания и т.д.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – недоразвитие процессов познавательных, которые сочетаются с медленными темпами деятельности, кратковременной памятью и более узким объемом внимания при выполнении различных заданий. В данной группе детей формирование произвольного внимания осуществляться должно во взаимосвязи с развитием речи и мышления.

Память

Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта  может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.

Особенности восприятия:

- Ограниченность, недостаточность, фрагментарность познаний об окружающем мире;

- Страдает целостность восприятия. Нарушение касается не только отдельных свойств восприятия, но также восприятие как деятельность;

- Нарушены структурность и предметность ( отмечается затруднение в узнавании предметов в непривычном ракурсе, ребенок узнает и смешивает сходные по начертанию элементы букв и буквы);

- Затруднена деятельность ориентировочно-исследовательская, которая направлена на исследование качеств и свойств предметов;

- Подобным детям свойственна пассивность восприятия (более сложная задача подменяется простой), затруднения в ориентировке в пространстве.

- Необходимо большее число примериваний и практических проб при решении наглядно-практических задач, дети испытывают затруднения в обследовании предмета.

- Дети могут практически соотносить предметы по величине, форме, цвету, однако их сенсорный опыт длительно не обобщается и не находит закрепления в слове. Присутствуют ошибки при назывании величины, цвета или формы. Из-за перечисленного, своевременно не формируются эталонные представления.

- Называя основные цвета, ребенок затрудняется в названиях цветовых промежуточных оттенков. Не применяет слова, которые обозначают величины («широкий-узкий», «короткий-длинный», «низкий-высокий» и т.п.), а применяет слова «маленький-большой».

- недостатки сенсорного и речевого развития оказывают влияние на формирование области образов-представлений.

- из-за ослабленного анализирующего восприятия ребенок имеет затруднения в выделении главных составных частей предметов, определении их взаимного расположения в пространстве.

- Отмечается замедленный темп в формировании способности воспринимать целостные образы предметов.

- дефицит тактильно-двигательного восприятия, выражающийся в неудовлетворительной  дифференцированности  тактильных и кинестетических ощущений (фактуры материала, температуры, величины, формы, свойства поверхности), у ребенка затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь.

- замедление процесса формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видах деятельности. Недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно моторной координации.

Мышление

Отставание на уровне наглядных форм мышления:

- Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;

- Несформированность способности к творческому созданию новых образов;

- Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;

- Замедления в процессе формирования мыслительных операций.

По достижении старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР не формируется уровень словесно-логического мышления, соответствующий возрастным возможностям:

Ребенок не выделяет существенных признаков при обощении, а обощает по функциональным или ситуативным признакам.

- Дети затрудняются при сравнении предметов, выполняя их сравнение по случайным признакам, также при этом затрудняются даже при поиске признаков различия. Но дошкольники с ЗПР, после полученной помощи, предложенные задания выполняют на более высоком уровне, который близок к норме.

У большинства детей с ЗПР в норме уровень развития наглядно-действенного мышления. Они верно выполняют задание, однако некоторым необходимо задание стимулирующее.   Наглядно-образное мышление: большинству подобных детей необходимо многократное повторение задания, а также оказание определенных видов помощи, но имеются и такие детки, которым и помощь не помогает справиться с заданием. Мышление словесно-логическое у большинства не развито.

В зависимости от развития мышления и особенности детей с ЗПР можно разделить на три группы:

  • Дети имеют нормальное развитие мыслительных операций, но у них снижена познавательная активность.
  • Дети, имеющие неравномерное проявление познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
  • У ребенка сочетается отсутствие познавательной активности и низкий уровень продуктивности.

Речь (нарушена вторично)

Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.

- Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.

- Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).

- Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием предмета), дефекты артикуляционного аппарата, наличие аграмматизмов.