- Очень важно неустанно поддерживать уверенность в своих силах и обеспечивать ученику субъективное ощущение успеха при приложении им определенных усилий. Сложность выполняемых заданий возрастать должна постепенно, в соответствии с возможностями ребенка.
- Не следует требовать от малыша немедленного подключения к работе. Каждый урок должен включать организационный момент, по той причине, что дети с ЗПР с трудом могут переключиться с предыдущей деятельности.
- Нельзя ставить ребенка с ЗПР в ситуацию неожиданных вопросов и быстрых ответов, обязательно дайте ему некоторое время на размышления.
- Также не рекомендуется давать сложный, большой материал для усвоения в ограниченный временной промежуток. Такие задания необходимо разделять на отдельные части, давая их постепенно.
- Не требуйте от детей с ЗПР корректировки неверного ответа, попросите их лучше ответить через некоторое время.
- В процессе выполнения задания нельзя отвлекать ребенка на какие-либо инструкции, уточнения и дополнения, у таких учащихся серьезно снижен момент переключения.
- Постарайтесь облегчить учебную деятельность применением на занятии зрительных опор (таблицы, схемы, картинки), но не слишком увлекайтесь, ведь объем восприятия подобных учеников снижен.
- Важно активизировать работу всех анализаторов ученика (зрительного, слухового, кинестетического и двигательного). Ребенок должен смотреть, слушать, проговаривать и т.п.
- Следует развивать самоконтроль, давая возможность находить самостоятельно ошибки у себя и товарищей, однако не забывать про тактичность, используйте игровые приемы.
- Нужна особенно тщательная подготовка на каждом этапе. Важность имеет правильность и тщательность выполнения заданий, а не объем и скорость сделанного.
- Обучающий должен помнить про особенности развития такого ребенка и давать возможность кратковременного отдыха, в целях предупреждения переутомления. В урок должны быть включены равномерные динамические паузы (каждые 10 минут).
- Не стоит на занятии давать больше пары новых понятий. На уроке старайтесь активизировать больше смысловую память, нежели механическую.
- Чтобы концентрировать рассеянное внимание, следует перед заданиями делать паузы, менять интонацию, а также применять приемы неожиданности, такие как хлопки, стук, колокольчик, музыкальные инструменты и т.д.
- Необходимо использовать дополнительные ситуации (соревнования, фишки, жетоны, наклейки, похвала и т.п.). Это особенно актуально в дошкольном и младшем школьном возрасте. Применяйте на занятиях игровые ситуации и игру.
- Создайте максимально спокойную обстановку на занятии и поддерживайте доброжелательную атмосферу.
- Подача учебного материала должна проходить в спокойном, ровном и медленном темпе, многократно повторяйте основные моменты.
- Важен индивидуальный подход к каждому ученику и во время специальных занятий, и во время общеобразовательных уроков.
- Все методики и приемы должны соответствовать особенностям и возможностям детей с ЗПР. Ребенок должен испытывать чувство уверенности в своих силах, чувство удовлетворенности.
- На занятиях, а также во внеурочное время следует уделять неустанное внимание коррекции любых видов деятельности детей.
- Создайте с детьми доверительные отношения.
- Важно формировать ученический коллектив, основываясь на привлечении каждого из учеников к посильному производительному труду и общественно-полезной деятельности.