С младенческого возраста дитя должно быть окружено гармонией звуков, оказывающих на него успокаивающее воздействие: это могут быть птичьи трели, журчащие ручейки, напевы колыбельных песен, тихие и нежные переборы струн музыкальных инструментов, что способствует правильному формированию и укреплению слуховых восприятий малыша.
Музыка, сопровождающая ребенка с самого рождения, как утверждалось известнейшим русским физиологом В.М.Бехтеревым, обеспечивает детскому организму необходимое развитие музыкальности. Происходит весьма раннее реагирование детей даже на довольно непростые формы музыки, как подтверждается новейшими психолого-педагогическими данными. Автор современных направлений воспитания, а также обучения малышей, японец Масару Ибука повествует в собственной книге о проведенном в одном из детских садиков фирменного предприятия эксперименте. Его целью являлось выяснение музыкальных предпочтений малышей. Неожиданность результатов ошеломила - детей захватило великолепие «Пятой» симфонии Бетховена! Популярности песен, передаваемых целыми днями по телевидению, пришлось довольствоваться лишь вторым местом, а детским песням вообще досталось последнее место.
Некоторыми авторами предлагалось включение в репертуарный список даже таких музыкальных произведений, как "Марш" А.Гедике, "Камаринская" и "Медведь" (детский альбом П.Чайковского), "Детская полька" М. Глинки, "Птичка" Э.Грига.
В.М.Бехтерев советовал для определения восприятия ребенком какой-либо музыки учитывать его внешнее реагирование; родители смогут правильно определиться с выбором мелодии и ритма по характеру и темпераменту своего малыша.
Не стоит с самого начала нагружать ребенка долгим прослушиванием, поскольку любым сильным или продолжительным звуковым раздражителем можно спровоцировать акустическое травмирование, болезненность психических сдвигов.
Может произойти возникновение различных неврозов - энуреза, логоневроза, раздражения, плаксивости, головных болей, снижения слуха и памяти. Не менее важно обеспечение тишины и отсутствие отвлекающих моментов во время музыкального звучания. Следует удалить отвлекающие предметы и игрушки из поля зрения ребенка, исключить хождение в помещении на время звучания музыки.
При воспитании детей, развитии их слуховых и музыкальных восприятий необходимо учитывать, что характер и способности формируются и развиваются в большой зависимости от влияния родителей, согласно теории Масару Ибуки. Например, мама не имеет слуха, но напевает малышу ежедневно неправильную мелодию колыбельной песенки. Происходит запоминание ребенком этой мелодии и используется им в качестве образца. Из-за такого неправильного исполнения мама делает вывод, что у её малыша отсутствует слух.
По той же теории у детей без слуха, рожденных мамами, обладающими таким же недостатком, имеется особая способность слухового восприятия, поскольку ими запоминается неправильная мелодия и совершенно точно воспроизводится. Следовательно, малышу, рожденному мамой без слуха, нужно обеспечить прослушивание пластинок с колыбельными напевами.
Итак, с целью развития у ребенка способностей к музыке необходимо обеспечить его прослушиванием записей птичьего пения, плеска водных струй, шума и шуршания листвы, колыбельных песен. Развитие эмоций вызывается общим оживлением ребенка, поэтому нужно как можно чаще общаться с ним. Продолжительные разговоры с придаванием своему голосу певучих интонаций вызовут у малыша радостные движения, звуки и улыбку.