Экспрессивную (моторную) алалию важно отличать от алалии импрессивной (сенсорной, рецептивной), встречающейся намного реже и являющейся менее изученной. По данной причине дифференциальный диагноз и своевременное распознавание могут быть процессом непростым. Основным отличием является тот факт, что нарушение рецептивной речи характеризуется снижением понимания речи, обращенной к ребенку, ну, а расстройства экспрессивной речи сохраняет данное понимание.
На присутствие рецептивной алалии указывают следующие симптомы: хорошее слуховое внимание; сохранной перцептивное восприятие речи, при наличии знаний о действительности, понимание речи в целом соответствует возрасту, при этом понимание речи возможно и без опоры на визуальное восприятие артикуляции; в определенных случаях невозможность повторения (дети с алалией импрессивной, часто многое повторяют, однако не понимают повторенного); отсутствие эхолалий; стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной).
Достаточно часто детьми с экспрессивной алалий, в качестве компенсаторных средств используется мелодика, мимико-жестикуляторная речь, «звуковые жесты» и звукоподражание. Динамика в усвоении языка при направленном и спонтанном формировании у них намного лучше, нежели у сравниваемой группы. Большинство детей с экспрессивной алалией, в отличие от деток с алалией импрессивной, не имеет видимых признаков повреждения нервной системы либо можно наблюдать у них минимальную рассеянную симптоматику. Однако часто можно заметить различный характер и степень выраженности нарушений психомоторики. Также не очень значительны (если сравнивать с группой страдающих от импрессивной алалии) нарушения личностных свойств и психических процессов в сфере интеллекта.
Об обследовании детей с алалией...
Сравнительные характеристики моторной и сенсорной алалии
Экспрессивная (моторная) |
Импрессивная (сенсорная) |
Восприятие речи |
|
Сохранено на уровне перпециптивном |
Грубо нарушено |
Понимание речи |
|
Возможно без опоры на визуальное восприятие, соответствует возрасту |
Нарушено, но может иметь незначительные улучшения при визуальном восприятии артикуляции собеседника |
Слуховое внимание |
|
Сохранно |
Нарушено |
Повторение |
|
Затруднено повторение слов и фраз |
Повторяет, без понимания смысла проговариваемого слова |
Эхолалии |
|
Отсутствуют |
Присутствуют |
Коммуникация |
|
Заметно стремление к вербальной и невербальной (языковой) коммуникации |
Невозможность и нежелание общаться |
Наличие компенсаторных средств |
|
Звукоподражание, мелодика, «звуковые жесты» |
Нет |
Мимико-жестикуляторная речь |
|
Активное применение жестов, мимика - выразительная |
Анимимичность либо невыразительная мимика и отсутствие жестов |
Динамика улучшения речи |
|
Заметна динамика овладения речью при ее направленном и спонтанном формировании |
Очень низкий темп при направленном формировании речи |