Занятия с нейропсихологом

Занятия с нейропсихологом

Детский нейропсихолог
нейропсихологическая диагностика,
коррекционная диагностика
Логопедический массаж

Логопедический массаж

Логопедическая техника,
нормализующая произносительную
сторону речи
Занятия с логопедом

Занятия с логопедом

Коррекционные занятия

с детским логопедом в Ростове-на-Дону

Занятия с дефектологом

Занятия с дефектологом

Коррекционные занятия
с дефектологом в Ростове-на-Дону
Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Занятия с детским и семейным
психологом помогут решить
проблемы, которые вас тревожат
Мозжечковая стимуляция

Мозжечковая стимуляция

Совершенствование функций мозжечка,
и структур мозга, отвечающих
за формирование речи и поведения

Диспраксия развития у детей является несформированностью произвольных предметных движений, а также действий при сохранном интеллектуальном уровне. Когда мы говорим про взрослых, то подобное нарушение, возникающее после инсульта либо черепно-мозговой травмы, называют термином - апраксия (то есть утрата уже сформированных навыков).

Давайте перечислим детские этапы развития двигательной сферы:

  • Рефлексы новорожденного;
  • Формирование постуральных реакций, то есть удержание равновесия и постепенная вертикализация (ребенок учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползти, стоять у опоры, начало ходьбы и бега);
  • Включение двигательных программ (ползание и ходьба – движения неосознанные, двигательный паттерн, а, вот, подойти к предмету, взять его и целенаправленно им манипулировать – называется праксис);
  • Деятельность предметно-манипулятивная (вначале неосознанная, далее все более произвольная);
  • Имитация (от инстинктов до произвольных действий);
  • Интеграция стимулов получаемых от сенсорных систем (проприоцептивная, вестибулярная и кинестетическая информация).

Итак, в основе праксиса (или произвольных движений), лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет  можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г. Визель  (доктора психологических наук), пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет. Праксис оральный  – с трех лет. С четырех лет - артикуляторный.

Виды нарушений двигательной сферы у детей

Нарушение первичной моторной функции (это нарушение элементарного уровня организации движений, а не диспраксия);

  • Парез - снижение мышечной силы;
  • Нарушение на уровне рефлексов;
  • Нарушение тонуса (гипо-, гипер-, дистония);
  • Нарушение равновесия, координации, атаксия;
  • Гиперкинезы (атетоз, хорея, тики, тремор).

Нарушение функции сенсомоторной (речь идет уже об уровне выше, в котором необходимо совмещать несколько информационных потоков и движение, то есть имеется цепочка реакций «сенсорный вход» и «моторный выход»):

  • Сложности зрительно-моторной координации (к примеру, поймать мяч);
  • Нарушения сенсорной интеграции (к примеру, недоразвитие крупной моторики, гравитационная неуверенность);
  • Нарушение перехода средней линии тела;
  • Синкинезии (непогашенные рефлексы, ведущие к отсутствию дифференцированных, четких движений);
  • Нарушение билатеральной координации (нарушения в межполушарном взаимодействии);
  • Дизритмия.

Диспраксия. Это уже высший уровень в организации двигательной сферы. По механизму:

  • Диспраксия кинестетическая (нарушение уклада позы, к примеру, артикуляторной позы на какой-либо конкретный звук или позы пальцев руки) – говорит о том, что чаще в работу вовлечена нижняя теменная область левого полушария;
  • Кинетическая или же динамическая (выражается в нарушении двигательной мелодии, проблема наблюдается в переключении между собой элементов движения: переключение при воспроизведении звуков, слогов, переключение движений рук (к примеру, в пробе «кулак-ребро-ладонь) – чаще вовлечена левая премоторной области коры. Чарльз Ньокиктьен  - голландский невролог называет указанные уровни «мелокинетическая диспраксия» и говорит, что это не в полном смысле диспраксия, а отражение более «низких» трудностей в мозговой организации.
  • Диспраксия идеомоторная – «диспраксия истинная», по-Ньокиктьену. Здесь проблема другая: «Как сделать?», а именно программа действий. Локализация – также как и в прошлом случае - премоторная область, но спереди по отношению к кинетической+теменно-затылочные области обоих полушарий (в зависимости от типа деятельности).
  • Идеаторная диспраксия – «Зачем делать?», а именно замысел действия, содержащий намерение. Задействована префронтальная кора + все требуемые уровни организации праксиса, которые описаны выше, с учетом содержания действия.

Можно также выделить диспраксии по типам деятельности: графомоторная, конструктивная, дипраксия еды, диспраксия выражения эмоций и т.п., но это уже из частных случаев.

 Виды диспраксии по локализации:

  • Артикуляторная, вербальная;
  • Аксиальная/постуральная;
  • Орально-лицевая;
  • Диспраксия конечностей, пальцевая, мануальная.

Рекомендации для родителей при диспраксии у детей

Диспраксией называют нарушение формирования навыков. Тренируя определенный навык, будь то езда на велосипеде или произнесение звуков, диспраксию не устранить. Однако необходимо формировать жизненно важные навыки, а также очень важно преодолевать у ребенка психологическую установку неуспешности. Родителям необходимо многократно повторять вместе с ребенком действия, при этом ободряя его и снимать фокус внимания с самого выполняемого действия, дабы не делать акцент на том, что у него не получается. Не ругать ребенка и, конечно, не сравнивать с другими. Очень важно закладывать предпосылки для формирования праксиса, заниматься теми видами активности, которые приведут в порядок «нижние уровни» по организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: полусферы, ортоковрики, прыгуны, различные балансиры, батут, беговел, игры с мячом, «жмурки», «классики», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мячиками и мешочками, бассейн, ролики, коньки, АФК, ЛФК, логоритмика, кинезиология, барабаны, игры на подражание движениям («попробуй, повтори», «зеркало»), действия по устной инструкции (сложное действие дробим на части и проговариваем пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования вещей и игрушек.